Как вести управленческий учёт бизнеса максимально эффективно?

У бизнеса никогда не возникает вопросов, как и зачем вести бухгалтерский учёт. С управленческим учётом не всё так однозначно, хотя грамотно построенная управленка может принести много пользы. О том, чем полезен управленческий учёт, какие данные в нём формируются и как вести его разумно и с меньшими затратами, расскажем в статье.
Как вести управленческий учёт бизнеса максимально эффективно?

Зачем бизнесу управленческий учёт?

Бухгалтерский учёт не даёт собственнику и менеджерам информацию, которая им необходима. Эти данные больше предназначены для налоговой, статистики, банков, инвесторов и контрагентов.

Управленческий учёт — как раз для собственников и менеджеров, которым нужна информация, чтобы принимать решения. Поэтому его ещё называют внутренним учётом.

Например, в бухгалтерском балансе по строке 1230 «Дебиторская задолженность» есть сальдо (остаток) на сумму 900 тысяч рублей. На основе этой цифры, сопоставляя её с другими, можно делать выводы — что когда-то от покупателей поступят деньги в сумме 900 тысяч (но это не точно). Но чтобы принять оперативные решения, этой информации мало.

Чтобы понять, с кем из покупателей и как работать и как не допустить кассовый разрыв, нужно делать периодический отчёт (еженедельный или ежемесячный, например) с группировкой по срокам погашения дебиторской задолженности и с выделением просроченной.

Эта информация должна быть оперативной, достоверной, удобно систематизированной для управленца. Бухучёт со своей первичкой, «» и балансом раз в год не может эту базу обеспечить. Поэтому нужна система, которая обрабатывает, анализирует и обобщает информацию так, чтобы на её основе принимать решение. Это и есть управленческий учёт.

Что должен показывать управленческий учёт?

Хотя управленческий учёт зародился как учёт затрат (в ранних источниках термины «управленческий учёт» и «производственный учёт» — синонимы), со временем его функции сильно расширились, и сейчас часто включают и бюджетирование, и контроль, и анализ.

Управленческий учёт — гибкая информационная система, которая настраивается под нужды конкретного предприятия. То же можно сказать и о перечне формируемых документов и отчётов. Тут нет строгой регламентации, как в финансовом учёте!

Но обычно для управленческих целей составляют как минимум:

  • отчёт о прибылях и убытках;

  • отчёт о движении денежных средств;

  • баланс.

Обычно составляют как прогнозные, или плановые отчёты, так и фактические за период. Полезно составлять эти отчёты по видам деятельности или по видам продукции, что позволит видеть рентабельность каждого вида продукции, определять точку безубыточности, прогнозировать доходы и расходы при изменении масштаба деятельности, рассчитывать различные показатели эффективности (KPI).

Большое внимание в управленческой отчётности отводится характеристике денежных потоков организации. Любому финансисту понятно, что если есть прибыль, это не значит, что есть и деньги. А вот собственнику это не всегда понятно.

Например, если в отчётном периоде купили новый плоттер за 210 000 рублей, то эти расходы по правилам в бухгалтерском учёте не будут отражены — они будут признаваться постепенно, в течение срока полезного использования (амортизации), то есть бухгалтерская прибыль будет больше реальных денег на 210 000 рублей. Деньги уменьшатся, их уже заплатили. Эту разницу и её причину будет видно в отчёте о движении денежных средств.

В целом система управленческого учёта должна показывать, куда уходят деньги организации, какие виды продукции и направления более выгодны, в чём слабые места и точки роста бизнеса.

Как организовать и вести управленческий учёт?

Нанять финансового директора

Плюсы: специалист сможет «поставить диагноз» бизнесу в цифрах и предложить решение.

Минусы: недёшево. Нужно найти действительно компетентного сотрудника, который будет не только оперировать загадочными терминами, но и реально помогать.

Обязать вести управленческий учёт бухгалтера

Плюсы: можно договориться по оплате — будет дешевле, чем нанять ещё одного человека — финдиректора. Знает бизнес. Уже проверенный человек.

Минусы: может не справиться, либо не захотеть.

Собственнику самому вести управленческий учёт

Плюсы: дёшево. Можно сделать максимально удобно и понятно, и не надо никому ничего объяснять.

Минусы: надо разбираться в финансах. Время можно потратить эффективнее — решать проблемы и развивать бизнес.

Как автоматизировать управленческий учёт?

Нет такого предприятия, где вообще нет элементов управленческого учёта. Даже если бухгалтер на аутсорсе раз в неделю сообщает об остатке денежных средств на счёте, — это управленческий учёт.

Ведут управленческий учёт по-разному: кто-то разносит в Excel данные по выручке и расходам на разных точках в городе. Если доступ к данным нужен разным людям, может быть удобно пользоваться Google-таблицами.

Со временем, когда бизнес растёт и усложняется, вряд ли это будет эффективно — количество таблиц разрастётся, ошибок при вводе данных и анализе прибавится. Возрастут потребности в информации для управленческих решений. Чтобы оптимально настроить систему управленческого учёта, удобнее выбрать специальную программу.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Комментарии

1
  • Такая статья говорит о нескольких проблемах. Первая то, что бух.учет обслуживает фискальные функции государства. Вторая проблема в том, что руководство бизнесом, в большинстве случаев, осуществляется не на основании актуальных данных, а по наитию. А откуда возьмутся актуальные данные, если учета в бизнесе нет. Взять, к примеру, торговлю. Наценка определяется не на основании себестоимости остатков товаров, тенденции цен закупки и текущих затрат. А на глаз. Типа наценим 300% и точно на все хватит. Таковы реалии.

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие государству.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.

Маркетинг

Власти субъектов РФ смогут ограничивать долю торговых сетей

Сейчас для торговых сетей установлен 25%-й порог присутствия в регионе. По мнению Минпромторга, региональные власти должны сами определять долю торговых сетей на местах.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Для растения необходимы питательные элементы в почве, вода и солнечный свет. Для роста компании тоже требуется несколько условий, среди которых — хорошая организованность. Именно в этом помогает система управления бизнесом, автоматизирующая рутинные процессы, делающая работу прозрачной. Рассмотрим, что такое автоматизация бизнес-процессов, каковы ее возможности и преимущества, как внедрить в компанию.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Регионам спишут долги перед федеральным бюджетом

Региональным бюджетам простят две трети догов. Средства пойдут на инвестиции и развитие местной инфраструктуры.

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Роструд: можно в декрете работать по совместительству

Действующее законодательство не запрещает трудиться по совместительству во время отпуска по беременности и родам на основной работе.

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

Совет Федерации может отнять у маркетплейсов льготы по НДС

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе
Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

Интересные материалы

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.