Воинский учет 2024: 12 ответов на самые частые вопросы

В 2023 году произошли значительные изменения в организации воинского учета (ВУ). А с 1 октября 2023 года существенно увеличились штрафные санкции при нарушении правил его ведения. Вопросы от работодателей продолжают поступать — разберем наиболее частые из них в 2024 году.
Воинский учет 2024: 12 ответов на самые частые вопросы
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Я — предприниматель. Нужно ли мне вести воинский учет

По п. 7 ст. 8 закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ вести ВУ должны только госорганы и юридические лица. Предприниматели могут организовать ВУ, но не обязаны это делать. Это подтверждает также постановление Президиума ВАС от 28.04.2009 № 13798/08.

Нужно ли сдавать в военный комиссариат перечни сотрудников мужского пола 15 и 16 лет

Ранее компании должны были сдавать в военкомат списки юношей 15 и 16 лет, которые впервые подлежат ВУ в следующем году. Однако в 2023 году эту обязанность отменили.

Военкоматы теперь могут самостоятельно собирать такие сведения, а в случае их отсутствия — направить работодателю запрос в электронной или бумажной форме.

Какие отчеты все еще нужно сдавать в военкомат

В военный комиссариат нужно обязательно предоставлять следующий список документов:

  • карточка учета по форме 18;

  • план работ по воинскому учету и бронированию сотрудников;

  • сведения о приеме на работу или увольнении военнообязанного;

  • сведения об изменении учетных данных военнообязанного;

  • данные о лицах, которые состоят или должны состоять на ВУ;

  • отчет о числе работающих и забронированных граждан в запасе по форме 6;

  • сведения об обеспеченности ресурсами на период мобилизации по форме 19;

  • сверка сведений о сотрудниках с военкоматом.

Можно ли принимать на работу гражданина без документов ВУ

Трудовой кодекс среди причин, по которым можно отказать человеку в приеме на работу, не называет отсутствие документов ВУ. Поэтому их отсутствие не препятствует найму — это же подтверждает Минтруд в письме от 14.08.2023 № 14-6/В-960

Однако в таком случае работодатель должен сообщить военкомату, что кандидат не выполняет свои обязанности по ВУ. Сотрудник, ответственный за ведение учета в компании, должен в течение двух недель передать сведения о лице, которое не находится, но должно находиться на ВУ.

Сотрудник отказывается предоставлять военный билет по запросу работодателя. Как на него повлиять?

По ст. 65 ТК, гражданин, который устраивается на работу, должен предоставлять определенный список документов. В их числе — документы ВУ. Роструд в письме от 09.12.2021 № ПГ/37187-6-1 считает, что отказ можно считать ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей. Значит, работодатель может применить к сотруднику дисциплинарное взыскание. Это закрепляет ст. 192 ТК.

У работника электронная трудовая книжка. Как внести в нее сведения о военной службе?

Письмо Минтруда от 03.02.2022 № 14-2/ООГ-677 свидетельствует о том, что в ЭТК такие данные не указывают. Если же нужно подтвердить периоды военной службы, информацию можно обосновать документами ВУ.

Банк готовых документов для бухгалтера только сегодня за 17.540 руб 0 руб. Скачать бесплатно.

Работник трудится удаленно. Нужно ли вести ВУ по нему?

Здесь дело не в формате его работы, а в том, каким образом сотрудника оформили. Если по трудовому договору — значит, ВУ вести нужно, исключений нет.

А если исполнитель работает по ГПД?

ТК закрепляет обязанность работодателя вести ВУ, только если с сотрудником заключили трудовой договор. Это означает, что исполнитель, который работает по ГПД, не обязан уведомлять заказчика о своем отношении к воинской обязанности и о том, есть ли у него документы ВУ. Соответственно, и заказчик не должен сообщать в военкомат данные о таких исполнителях.

Если сотрудника трудоустроили по совместительству, должен ли работодатель вести по нему ВУ?

Когда гражданин поступает на работу по совместительству, он предоставляет такой же список документов, что и при оформлении на основную работу (ст. 65 ТК). Таким образом, ВУ по нему будут вести и на основном, и на втором месте работы. При найме совместителя нужно:

  • в течение 5 дней сообщить в военкомат о приеме совместителя;

  • вести по нему карточку по форме № 10, оповещать о вызове по повестке и т.д. 

Может ли директор быть ответственным за ведение ВУ

П. 1 ст. 4 закона № 53-ФЗ устанавливает, что вести ВУ может любой сотрудник, в том числе и директор. Но при этом в организации должно работать менее 500 военнообязанных. 

В п. 12 Положения о воинском учете от 27.11.2006 указано, что при численности военнообязанных менее 500 человек за ВУ отвечает один сотрудник, который трудится по совместительству. А если военнообязанных от 500 до 2000, то ответственный за ВУ специалист должен работать на полной ставке. Соответственно, при количестве военнообязанных 2000–4000 человек учетом занимаются уже два человека. 

Поэтому, если компания небольшая, то директор может вести ВУ самостоятельно:

  • На условиях совмещения должностей — для этого заключите допсоглашение к трудовому договору.

  • При внутреннем совместительстве — тогда нужно оформить отдельный трудовой договор. Директор сможет заниматься ВУ в свободное от основной работы время, не более 4 часов в день.

Чтобы не оформлять новые документы, можно указать допобязанности в должностной инструкции руководителя.

Как установить требования к сотруднику, который ведет ВУ

Законодательно закрепленного списка требований нет. Но каждая компания может установить их самостоятельно. Требования к образованию, опыту, квалификации специалиста закрепляйте в должностной инструкции или другом ЛНА.

Может ли вести ВУ сторонняя организация

Законодательство не запрещает аутсорсерам выполнять функции оформления отчетных документов по ВУ. Однако вряд ли получится полностью передать ведение учета сторонней компании. Ведение ВУэто комплексная деятельность, которая включает работу с персональными данными, разными документами, взаимодействие с военкоматами, бронирование сотрудников, а также проверки и контроль.

Бесплатный годовой доступ к записям и материалам наших мероприятий 2022–2024

Более 150 часов видеоразборов по налогам и более 5,500 листов презентаций получите бесплатно. Забрать пока открыт доступ

Реклама: ООО «БЛТ Партнерс», ИНН 9710092683, erid: LjN8Juxxn

Комментарии

2
  • Александр @42

    Вот интересно, каким законом установлено эту вот карточку (карточка учета по форме 18;) сдавать? Письмо Минкульта РФ - не является нормативно-правовым документом.

  • Тоже вопрос: в ООО трудоустроен только директор с постоянным проживанием за границей РФ, регистрации в РФ нет, работников нет, есть договоры с самозанятыми на выполнение конкретных работ. Кто и как должен вести воинский учет?

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.

Власти субъектов РФ смогут ограничивать долю торговых сетей

Сейчас для торговых сетей установлен 25%-й порог присутствия в регионе. По мнению Минпромторга, региональные власти должны сами определять долю торговых сетей на местах.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Для растения необходимы питательные элементы в почве, вода и солнечный свет. Для роста компании тоже требуется несколько условий, среди которых — хорошая организованность. Именно в этом помогает система управления бизнесом, автоматизирующая рутинные процессы, делающая работу прозрачной. Рассмотрим, что такое автоматизация бизнес-процессов, каковы ее возможности и преимущества, как внедрить в компанию.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Регионам спишут долги перед федеральным бюджетом

Региональным бюджетам простят две трети догов. Средства пойдут на инвестиции и развитие местной инфраструктуры.

Интересные материалы

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!