ИП не обязан вести бухгалтерий учет! Хорошо, не обязан, но 25 миллионов в бюджет перечислите, пожалуйста

Предприниматель не смог отбить в суде доначисления по НДС, несмотря на свои доводы. Расскажу, об интересном деле.
ИП не обязан вести бухгалтерий учет! 
 Хорошо, не обязан, но 25 миллионов в бюджет перечислите, пожалуйста
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Предприниматель не смог отбить в суде доначисления по НДС, несмотря на свои доводы:

  1. он предоставил документы, указывающие на выбытие товара, а разночтения между актами списания и документами, подтверждающими причины выбытия, списал на потерю базы данных,

  2. ИП не обязан вести бухучет и применять методические рекомендации, разработанные во исполнение закона о бухучете,

  3. часть товара, указанного в актах списания, не относится к отходам 4 класса опасности и ИП не обязан был их вывозить на свалку со всеми вытекающими документальными последствиями,

  4. налоговая база по НДС не занижена, так как ИП вывез непригодный товар на свалку после того, как какое-то время хранил на своих складах.

Попахивает схемой занижения НДС от этих слов, не так ли?

Как рассуждал суд?

Да, от обязанности вести бухучет ИП освобожден.

Но он как плательщик НДС обязан фиксировать факты и причины выбытия, ибо в силу п. 1 статьи 54 НК он обязан доказать наличие фактов, которые влияют на формирование финансового результата, являющегося основанием для определения налоговой обязанности.

В случае проверяемого ИП факт выбытия имущества установлен, однако не подтверждено, что выбытие имело место в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика — боя, брака, залития, пожара.

Судом установлено и следует из пояснений самого ИП, что утилизация товара производилась собственными силами без привлечения сторонних организаций и физлиц, так как не целесообразно оплачивать услуги сторонних организаций при полной укомплектованности штата сотрудников и наличии транспорта. А своих сотрудников у ИП в проверяемом периоде официально не было.

И доказательств использования транспортных средств предпринимателя в указанных целях таких как путевые листы с указанием маршрута движения, водителей осуществлявших данные рейсы, авансовых отчетов, ни документом с отметками организаций принявших спорное имущество, ни и иной первичной документации стороной апеллянта ни в налоговый орган, ни суду не представлено.

В общем, был сделан вывод о том, что отходы ИП ни своими силами, ни силами подрядчиков не осуществлял.

И брак не перемещался по складам ИП. И претензий поставщикам техники ИП не направлял.

Кивать на пересортицу и сбой в программном обеспечении можно, говорит суд, но только если представлены доказательства того, что сбой был. Писем-обращений в 1С нет, поэтому считаем, что сбоя не было.

Тогда предприниматель вынул козыря: мол, камеральные проверки за предыдущие периоды проходили успешно, а тут, в выездной, вдруг наковыряли. На это суд возразил: одно другому не мешает и вообще это разные виды проверки.

А по поводу обязанности вести бухучет судьи рассуждают так: бухучет вести не надо, но учитывать выбытие товара, стоимостное выражение которого подлежит обложению НДС, надо. А если не ведется учет выбытия, то несмотря на отсутствие по факту товара на складе, ИП должен перечислить в бюджет НДС со стоимости того товара, который де-юре есть, а де-факто нет.

А у вас много товара на складе, которого физически нет?

Это больная тема для тех, кто когда-то шалил, используя схему по «завозу» несуществующего товара, а потом решил обелиться.

💡Для любителей почитать первоисточник: Дело № А24-2852/2021.

Комментарии

3
  • VadimBA

    Мое больное воображение рисует следующую картину...

    ИП-к часть товара продавал вчерную. Дабы этот "воздушный товар" не захламлял своим присутствием учет, его было принято решение утилизировать.

    А почему бы и нет, если ИП-к считает себя самым умным...

    Теперь что касается "потери" базы данных...

    Один из вариантов, как этот хитропопый трюк опровергается... Надо лишь уточнить, когда сие произошло. А потом сравнить реализацию до и после за определенный период (например, квартал). Если она серьезным образом не отличается, то что это за такая "потеря" базы, которая особо не отразилась на реализации? Существуют и другие варианты...

    • Старый ворчун

      что это за такая "потеря" базы, которая особо не отразилась на реализации?

      Не совсем понятна предполагаемая зависимость реализации от наличия-отсутствия базы данных.

      • VadimBA

        Не совсем понятна предполагаемая зависимость реализации от наличия-отсутствия базы данных.

        Потеря базы - это достаточно серьезная проблема, напрямую влияющая на дальнейшее функционирование предприятия. По идее, это должно сказаться и на реализации, т.к. выписка расходных документов должна слегка притормозиться. Ибо одно дело, когда распечатываются из программы, а совсем другое дело, когда они делаются, например, в Excel.

        Да, при наличии квалифицированных кадров процесс восстановления много времени не займет. Но... ИП-к утверждает, что у него все потеряно.

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!