Регламенты у нас есть, но никто их не соблюдает. Почему?

Наверняка на вашем предприятии существуют некие регламенты и правила. Они есть почти у всех, но проблема в том, что в жизни их редко кто соблюдает.
Регламенты у нас есть, но никто их не соблюдает. Почему?

Наверняка на вашем предприятии существуют некие регламенты и правила. Они есть почти у всех, но проблема в том, что в жизни их редко кто соблюдает. Этому может быть несколько причин: 

  • Регламент нежизнеспособен. Он устарел, он не полный, не предусматривает многих ситуаций или вообще – делался «для галочки» и не имеет ничего общего с реальностью 
  • Регламент непонятный или противоречивый. Т.е. – состоит из общих фраз и по сути ничего не регламентирует. Регламент описывает ответственность за что-то, но не понятно кто должен эту ответственность нести, назначается ответственный, но непонятно как нужно действовать, чтобы выполнить требования, недостаточно информации, полномочий и т.д. В общем – каша с дырками, а не документ. 
  • Регламент ясен и понятен, но совершенно не выгоден тому, кто должен его соблюдать. 

Последняя причина наиболее интересна. Сам документ вполне адекватен, актуален и понятен всем заинтересованным лицам, но при этом получается один интересный перекос: выполнять регламент (т.е. совершать некую работу) должна одна группа лиц, а все получаемые, в результате соблюдения регламента, пряники – получает другая группа лиц.

Зачастую, именно так и выходит. Кому-то нужно, чтобы что-то делалось определенным образом, т.к. его волнуют характеристики результата этого делания. Этот кто-то начинает требовать от тех, кто, собственно, делает, соблюдать какие-то дополнительные правила, потому что иначе у него будет не тот результат. 

В производстве с этим дела обстоят несколько лучше, т.к. там у людей изначально заложено в голове, что нужно соблюдать какие-то правила и технологии, иначе получиться брак. Большую часть остальной рабочей деятельности люди не рассматривают как процесс производства какого-то продукта, и отношение к правилам складывается несколько иное. 

Можно взять пример IT-службы на предприятии. Представим, что в офисе фирмы стоит полсотни компьютеров с развернутой на них учетной системой на базе 1С. Также существует IT-служба, в купе с программистами 1С, которая все это обслуживает и развивает.

IT-служба разработала регламент обращений пользователей и руководителей подразделений в отдел 1С с задачами по доработке и модификации функционала учетной системы. Вкратце это выглядит так: 

  • пользователи должны звонить на определенный номер или присылать заявку на определенный адрес электронной почты 
  • первая линия, получившая заявку, превращает ее в задание для программистов, выясняя и уточняя у инициатора все необходимые детали 
  • каждой задаче сопоставляется оценка времени, необходимого для ее выполнения 
  • выполняется «приоритизация» задач, чтобы понять в каком порядке их нужно делать 
  • задачи запускаются в работу в порядке выставленного приоритета 
  • после выполнения задача передается инициатору 

Пунктов, конечно, больше и они объемнее, но суть примерно такая. 

Что же начинает происходить в жизни? 

  • Пользователи начинают звонить напрямую программистам, минуя «первую линию» и капать им на мозг с целью ускорить выполнение своей задачи 
  • Процент «срочных» задач в их общей массе, начинает стремиться к 100 
  • Руководители подразделений начинают звонить руководителю IT-службы и всячески давить на него, упирая на срочность и важность выполнения именно их задачи 
  • Инициаторы пытаются привлечь в качестве аргумента высокого приоритета своей задачи (или задач своего подразделения) высшее руководство, которому идут жаловаться на «злостное игнорирование их срочнейших потребностей» 

Результат, думаю, вполне предсказуем. Тот, кто не соблюдает регламент, имеет неоспоримое преимущество перед тем, кто его соблюдает.

Законопослушный сотрудник автоматически, оказывается, в конце списка. Естественно, что очень скоро регламент не соблюдает никто. 

Это как раз и есть ситуация с разделением работы и «пряника», которую я описывал выше. Работу здесь выполняет IT-служба, а «пряники» в виде скорости выполнения заявки получают другие подразделения. Причем, очень важным является момент – для этих подразделений «пряник» получается совершенно бесплатным. Т.е. – выгода есть, а платить за нее ничем не нужно, ведь подразделения ничем не оплачивают «продвижение» своей задачи вперед по списку. Разве, что на пиво с чипсами для программиста, возможно, стоит потратиться.

Это все равно, что в типовом магазине СССР выкинуть на прилавок пачку палок сырокопченой колбасы, причем – совершенно бесплатно. Конечно, начнется драка, и будет куча недовольных тем, что им колбасы не досталось. 

Вариантов выхода здесь не так уж много… 

  1. Нужно сделать так, чтобы исполнение регламента было единственным вариантом получения желаемого, например, заявки принимаются только по электронной почте и выполняются в порядке поступления. Все остальные варианты поступления заявок – игнорируются, причем ответственность за невыполнение заявки полностью ложится на инициатора. 
  2. Нужно сделать так, чтобы у тех, кто соблюдает регламент, было ощутимое преимущество перед теми, кто его не соблюдает. Например, заявки, поступившие по стандартному каналу, обрабатываются первыми, не зависимо от «срочности» остальных заявок. Что-то вроде отдельной очереди для инвалидов и участников ВОВ 
  3. Ввести некую систему «оплаты». Например, у IT-службы имеется некий объем ресурса, который расходуется на выполнение задач (пусть это будет объем человеко-часов программиста 1С). Этот объем выражается в баллах и распределяется между «клиентами» (подразделениями). Все поступающие задачи оцениваются в этих баллах и их выполнение списывает соответствующее количество баллов со счета подразделения. У задач существуют «дополнительные характеристики» такие как: срочность, важность и т.д. и т.п. Характеристики имеют «коэффициент» к стоимости задачи. Получается: задача оценивается в 5 баллов и выполняется согласно графику, т.е. – через 2 недели. Если инициатор присваивает ей срочность (за 1 неделю, вместо 2-х), то стоимость задачи умножается на коэффициент 2 и получается 10 баллов. Если инициатор хочет, чтобы задача была выполнена завтра, то ее стоимость становится 20 баллов и т.д. Пусть инициатор сам решает получить 5 задач по графику или получить быстро 2 и на этом до конца месяца лимит будет исчерпан. 

Важно понять, что нельзя получать выгоду, заставляя платить за нее кого-то другого. 

Следствием описанного безобразия является еще одна ситуация, обусловленная особенностью человеческого мышления. Если у Вас нет еды, а есть очень хочется, то в ситуации, когда Вам удалось что-то раздобыть, Вы будете рады этому безо всяких условий.

Если в той же ситуации еду Вам предложит кто-то (т.е. — халява), то Вы будете оценивать какие-то характеристики полученного продукта (вкусно или нет, много или мало и т.д.). Так уж устроен человек. 

Переводя на язык нашего примера – если Вы можете решить сегодня 2 задачи, а Вам поступило 3 и все срочные, Вы все равно, сможете выполнить только 2. При этом, Вам придется решать, какую задачу Вы сегодня отбросите. Проблема в том, что если процесс и алгоритм этого решения четко не поставлен (причем, на самом высоком уровне), то потом никто не будет оценивать, как хорошо Вы выполнили 2 задачи, все внимание будет сосредоточено на том, что Вы НЕ ВЫПОЛНИЛИ третью задачу. А ведь она была важной и срочной. 

Формулировка и утверждение алгоритма выбора что выполнять, если выполнить все невозможно – задача очень важная.

Это единственный вариант снять с себя ответственность за то, что Вы выполнить не в состоянии. Кроме того, этот алгоритм должен быть публичным и известным всем. Только так можно избежать нескончаемых споров «а почему выбрали не меня?!». 

Комментарии

3
  • sonik24

    Вот у нас ровно такая же ситуация, как в приведенном примере и я звоню айтишникам и требую в первую очередь заняться, потому что время предлагаемое - это неприемлемо. Короче, вывод такой: отел просто не справлялся в разумное время, надо было увеличить штат. Если очередь есть, значит надо что-то делать, нельзя просто вставать в очередь.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

В РФ скоро появится новый бренд кредитной организации

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC. Судя по релизу, она будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Инвестиции

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Интересные материалы

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.