С чего начать предпринимателю: учет и отчеты, которые нужно знать

Решили стать предпринимателем! Придумали бизнес-идею. Прикинули, сколько нужно денег через финансовое моделирование. Зарегистрировали компанию. Открыли в банке счет. Нашли первых клиентов. Закупили товар. И даже призадумались над маркетинговыми стратегиями, рекламой и набором персонала.
С чего начать предпринимателю: учет и отчеты, которые нужно знать
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Но в тот момент, когда пришло подтверждение «компания зарегистрирована», у вас появился ряд обязанностей. Речь идёт о ведении бухгалтерского и налогового учета, расчетах с сотрудниками, подготовке и сдаче отчетов в контролирующие органы.

Что такое бухгалтерский учет?

Фиксация доходов, расходов и прочей информации о материальном положении компании.

Что такое налоговый учет?

Это сбор и фиксация информации для определения налоговой базы. А также ежеквартальный расчет налога и его уплата. Ежегодная подготовка и сдача налоговой декларации.

С чего начать? Как в этом разобраться?

Для начала разделим всех предпринимателей на два больших блока по форме организации:

  • Индивидуальные предприниматели (ИП).

  • Общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Другие, реже встречающиеся формы, пока опустим.

Если вы стали индивидуальным предпринимателем

Виды учета для ИП

Если вы выбрали юридическую форму «Индивидуальный предприниматель», то вести бухгалтерский учет вам не нужно. А налоговый учет — обязательно.
Если вы работаете сами на себя, без сотрудников в штате, нужно будет оплатить только страховые взносы. Отчеты по персоналу не сдаются.

Системы налогообложения для ИП

Для ИП чаще всего используется упрощенная система налогообложения, далее УСН.

  • УСН 6% доходы — полученный доход умножаем на 6% и полученную сумму платим государству. Не забываем уменьшить налог на страховые взносы.

  • УСН 15% доходы-расходы — от доходов отнимаем расходы, полученную сумму умножаем на 15%.
    Внимание: если расходы превышают доходы, то при этой системе налогообложения ИП обязан оплатить 1% с дохода.

Как вести учёт ИП

Индивидуальный предприниматель может вести учет самостоятельно или с помощью онлайн-сервисов.А ещё можно организовать ведение учёта с привлечением стороннего бухгалтера. В каждом варианте есть свои плюсы и риски.

Если вы зарегистрировали ООО

Для ООО нужно сразу определиться, кто будет вести бухгалтерский и налоговый учет, а также рассчитывать зарплату и сдавать отчеты на сотрудников.

Виды учета ООО

Даже если у вас пока нет сотрудников, и вы не выплачиваете себе зарплату, отчеты все равно полагается сдавать ежемесячно и ежеквартально.

Перечень отчетов по сотрудникам для ООО:

  • персональные данные ежемесячно,

  • расчет по страховым взносам ежеквартально,

  • 6-НДФЛ ежеквартально,

  • ЕФС-1 ежеквартально.

Системы налогообложения ООО

  • Упрощенная система налогообложения 6% и 15% так же, как у ИП.
    При выборе УСН один раз в квартал считаем и платим налог, раз в год готовим и сдаем декларацию. Также ежегодно готовим и сдаем баланс.

  • Общая система налогообложения (далее ОСНО).
    При выборе ОСНО ежеквартально готовим и сдаем декларацию по налогу на добавленную стоимость (НДС), декларацию по прибыли. Ежегодно добавляется баланс.

  • Существуют дополнительные отчеты для определенных видов деятельности или при наличии активов, например, дополнительные отчеты требуются, если есть имущество или земля; если торгуете алкоголем; если занимаетесь импортом или экспортом и т.д.

Не забудьте заплатить налоги до 28 числа после окончания календарного квартала.

Как вести учёт ООО

Не рекомендуем ООО вести вести учет самостоятельно, если, конечно, вы не бухгалтер. Какие есть варианты:

  • приходящий бухгалтер,

  • бухгалтер в штате,

  • аутсорсинговая компания,

  • научусь сам.

Важно: если планируете работать со штатным или приходящим бухгалтером, необходимо продумать, какое программное обеспечение будет использоваться для учёта. Его можно арендовать в облаке или купить и установить на компьютер.

Документооборот ООО

  • Если занимаетесь продажами — готовите определенный комплект документов, который должен быть подписан с двух сторон и отражен в программе.

  • Если занимаетесь покупкой — собираете комплект документов, подтверждающий расходы.

  • Все документы отображаем в программе, параллельно сохраняем оригиналы. При использовании электронного документооборота документы хранятся в системе.

Начать дискуссию

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно. Не исключено, что проверка связана с «пивной» схемой уклонения от уплаты налогов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Депутат предлагает официально продавать красивые госномера для автомобилей

Если власти начнут продавать автомобильные номера, то за первый год федеральный бюджет пополнится на 35 млрд рублей.

IT-компании

IT-компаниям нужно до 1 июня подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Что нужно проверить компании перед тем, как обратиться за кредитом

Чаще всего кредиторы не предоставляют финансирование должникам из реестра ФССП, банкротам и тем, у кого плохая кредитная история.

Интересные материалы

Бизнесу помогут оценить стоимость компании на рынке

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.