Факторный анализ. Что это такое и как его проводить

Доходы, себестоимость, прибыль — показатели, на величину которых влияет множество факторов. Связь между всеми переменными не всегда можно быстро увидеть и просчитать. Чтобы определить важные параметры и их влияние на результирующий показатель, можно использовать факторный анализ. Рассказываем, что такое факторный анализ и как он применяется на практике.
Факторный анализ. Что это такое и как его проводить

Татьяна Бармашева, эксперт по финансам и управлению эффективностью бизнеса.

Спойлер: этот материал один из самых сложных в нашем блоге — читайте внимательно, чтобы во всём разобраться.

Что такое факторный анализ и зачем он нужен

Факторный анализ — метод, который экономисты и финансисты используют для исследования взаимосвязей между набором переменных. Его широко применяют в экономическом анализе — в первую очередь для оценки влияния разных параметров на результат или показатель.

Это эффективный способ определить, что играет решающую роль в формировании финансовых результатов компании. Также метод можно использовать, чтобы предсказывать значения переменных на основе имеющихся данных.

Например, руководство компании «Винансист» хочет увеличить выручку. Этот показатель зависит от цены на товар и количества проданных единиц. Менеджмент не готов увеличить сразу оба параметра. На помощь придёт факторный анализ выручки, который покажет, какое значение играет бóльшую роль в росте показателя.

Основная идея факторного анализа заключается в том, что множество переменных можно свести к меньшему числу параметров. А затем объяснить основные тенденции и связи между интересующими метриками.

Алгоритм проведения

Процедура проведения факторного анализа состоит из четырёх этапов.

  1. Определить, какой показатель надо проанализировать и зачем.

  2. Выделить основные факторы, которые влияют на значение выбранного показателя и будут использоваться для анализа.

  3. Выполнить расчёты по каждому фактору в отдельности и оценить полученные результаты.

  4. Сформулировать практические выводы и план действий.

Источники данных

Для эффективного факторного анализа потребуются данные за несколько периодов, например, за 6 месяцев. Это позволит изучить изменения параметров и их влияния на результат в динамике, выявить возможную сезонность и другие закономерности.

Основной источник данных — управленческая или бухгалтерская отчётность, в частности, данные из отчёта о прибылях и убытках.

Виды и методы факторного анализа

Их существует много. Например, в зависимости от типа факторной модели выделяют детерминированный и стохастический виды.

Стохастический используется для анализа вероятностных взаимосвязей между факторами. А детерминированный — для анализа качественных и количественных показателей с помощью простых математических вычислений.

Рассмотрим детерминированный вид, как самый простой и быстрый. При его использовании нужно учитывать несколько аспектов:

  • анализировать можно только реальные показатели;

  • факторы должны иметь чёткую взаимосвязь с исследуемым показателем;

  • предпочтение нужно отдавать количественным факторам;

  • очерёдность подстановки факторов определяется логически.

После определения вида факторного анализа, нужно выбрать способ его проведения. Наиболее популярный — метод абсолютных разниц.

Метод абсолютных разниц

Его используют, чтобы найти степень влияния отдельных параметров на прирост или снижение итогового показателя. Для этого абсолютный прирост одного фактора умножается на плановую величину тех факторов, которые по формуле находятся справа, и на фактическую величину факторов слева.

Например, если задача проанализировать влияние объёма продаж на маржинальную прибыль компании, то понадобится формула:

Маржинальная прибыль = P x V x % маржи,

В этой формуле объём — V. Поэтому при расчётах цена (Р), которая левее в формуле, берётся фактическая, а % маржи — плановый.

Весь процесс можно разбить на 5 шагов.

1. Выстроить формулу для расчёта итогового показателя, который нужно проанализировать.

2. Определить абсолютное изменение каждого фактора, например, как фактическое значение отличается от планового.

3. Рассчитать степень воздействия факторов на итоговый показатель.

4. Сопоставить сумму изменений каждого фактора и общее изменение анализируемого показателя. Если всё было сделано правильно, значения совпадут.

5. Сделать выводы о том, какое воздействие оказал каждый из факторов.

Разберём этот алгоритм на примере факторного анализа маржинальной прибыли.

Пример

1. Выстраиваем модель для анализа:

МП = P х V х % маржи,

где:

MП — маржинальная прибыль в рублях;
P — цена товара в рублях;
V — количество проданных единиц товара в штуках;

% маржи — маржинальность продажи.

2. Для анализа причин отклонения фактической маржинальной прибыли (далее — МПф) от плановой (далее — МПп) определяем абсолютное изменение каждого фактора:

ΔP = Pфакт − Pплан.

ΔV = Vфакт − Vплан.

Δ % маржи = % маржи факт − % маржи план.

Затем последовательно перебираем влияние каждого фактора по отдельности, чтобы получить данные о вкладе каждого изменения в общее отклонение.

Δ МП (P) = ΔP х Vплан х % маржи план.

Δ МП (V) = Pфакт х ΔV х % маржи план.

Δ МП (% маржи) = Pфакт х V факт х Δ % маржи.

Общее изменение итогового показателя:

Δ МП = Δ МП (P) + Δ МП (V) + Δ МП (% маржи).

3. Производим необходимые расчёты..

4. Проверяем корректность расчётов.

5. Делаем выводы.

Пример расчётов

Проведём анализ влияния цены, объёма продаж и маржинальности на отклонение фактической маржинальной прибыли от плановой. Все данные для исследования представлены в таблице.

В примере компания получила на 73 рубля маржинальной прибыли больше, чем планировалось. Задача — понять, как на это влияет изменение цены, объёма и маржинальности.

Последовательно перебирая изменение факторов, можно определить их влияние на увеличение маржинальной прибыли.

  • Фактор цены = (98 − 100) х 150×5% = −15 рублей.

  • Фактор объёма продаж = 98 х (120 − 150) х 5% = −147 рублей.

  • Фактор маржинальности = 98×120 х (7% − 5%) = 235 рублей.

Дальше нужно проверить корректность расчётов.

  • Сумма отклонений факторов = −15 − 147 + 235 = 73 рубля.

Отклонения по факторам в сумме дают общее отклонение факта от плана по маржинальной прибыли. Следовательно, расчёты верны.

Выводы из анализа:

  • увеличение маржинальности на +2% к плану за анализируемый период дало прирост маржи на 235 рублей;

  • негативное влияние снижения цены и объёма в сумме снизило фактическую маржу на 162 рубля.

На основе такого анализа компании нужно:

  • изучить возможности дальнейшего роста маржинальности товара «А»;

  • понять, что повлияло на снижение объёма и цены продаж.

Эти действия помогут руководству бизнеса провести более точное планирование финансовых результатов следующих периодов, а также увеличить прибыль компании.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Комментарии

1

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Лучшие спикеры, новый каждый день

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор вам поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
3

Интересные материалы

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9