Балансовый отчёт компании на примерах. Что в него входит, как составлять и читать?

Для оценки финансовой устойчивости компании используют балансовый отчёт. Документ позволяет собственнику узнать, насколько эффективно предприятие использует ресурсы, каковы его обязательства и нужно ли привлекать кредиты. В этом материале разберём, какую роль играет балансовый отчёт в управленческом учёте, что в него входит и как его читать.
Балансовый отчёт компании на примерах. Что в него входит, как составлять и читать?

Автор: Юрий Кузьменков, финансовый директор с 20-летним стажем.

В отличие от бухгалтерского баланса, который состоит из сотни строк, управленческий — представляет собой простую форму. Из него можно узнать:

  • чем владеет предприятие;

  • сколько оно заработало;

  • какой у компании долг;

  • сколько ей должны.

Кроме того, с помощью баланса можно рассчитать важные для бизнеса коэффициенты, например рентабельность собственного капитала.

Балансовый отчёт отражает финансовое состояния предприятия в конкретный период времени. Базовый документ состоит из двух частей: активов и пассивов.

Активы — имущество компании, к которому относятся наличные средства, запасы и дебиторскую задолженность.

Пассивы — такие обязательства, как кредиты, заёмные средства и кредиторская задолженность.

Баланс, ОПиУ, ОДДС и время

В управленческой отчётности время играет важную роль. Так, в ОДДС и ОПиУ мы описывали показатели за определённый период.

Когда в ОДДС мы видим 100 рублей, нам надо уточнить за какое время «двигались» эти деньги: за неделю, месяц или квартал. Если мы видим, что за один месяц было 100 рублей, а за другой 50 и нам нужно узнать, сколько в сумме оказалось за два месяца, мы можем сложить показатели. Эти показатели называются аддитивными фактами.

Однако балансовый отчёт — это состояние на определённое время внутри периода. Отсюда появились понятия входящего и исходящего остатка, то есть остатка на начало или конец даты или периода.

Когда в балансе в графе «Январь» мы видим 100 рублей, обычно это означает, что в конце января в статье было 100 рублей — это исходящий остаток. Но может быть ситуация, когда остаток будет входящим. Тогда 100 рублей будет «на начало месяца». При этом складывать 100 рублей на одну дату и 50 рублей на другую нельзя. Эти показатели не аддитивные. Вместо этого берётся среднее значение.

Балансовый отчёт называется так, потому в нём заключено равенство активов и пассивов.

Активы

Активы — это всё, чем владеет организация. В эту категорию входят оборудование, товар, деньги в кассе, лицензии, права использования и владения, недвижимость и прочее.

Если сравнить компанию с рыболовным промыслом, то к активам относят, судно, приманку и наличные деньги в каюте капитана. В эту категорию также входит дебиторская задолженность, когда приёмщик рыбы задолжал за прошлый улов. Сюда можно записать команду в виде нематериальных активов (НМА), потому что есть возможность посчитать совокупные расходы на её создание. Эксклюзивное право ловли в определённом квадрате также относится к этой категории.

К активам следует записывать и корабельных котов. Если они позволяют команде ловить рыбу лучше, значит, питомцы обладают ценностью и должны быть учтены на балансе.

Активы делятся на две группы: оборотные и внеоборотные.

Оборотные активы — средства, которые предназначены для реализации, потребления или превращения их в деньги в течение одного оборотного цикла. К ним относятся сами деньги, дебиторская задолженность, запасы и прочие активы. Такой вид активов обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и выполнение финансовых обязательств. Например, это снасти, приманка и наличные для команды.

Необоротные активы — предназначены для длительного использования и не предполагают быстрой реализации или превращения в денежные средства. Это, например, судно, право ловить рыбу в определённом квадрате, недвижимость на берегу, оборудование и интеллектуальная собственность. Они обеспечивают основную деятельность предприятия и делятся на две группы: основные средства и нематериальные активы. Первые — всё, что можно «потрогать», вторые не имеют физической формы.

Пассивы

Пассивы — источники, за счёт которых у организации появились активы. Например, собственник вложил в компанию свои деньги, взял кредит в банке, выпустил ценные бумаги или собрал прибыль. К пассивам также относят обязательства, в том числе и кредиторскую задолженность. Поэтому при ликвидации организации активы продают, а обязательства исполняют: сотрудникам выдают зарплату, займы возвращают в банк, а собственнику — вложенные средства.

В примере с рыболовецким кораблём капитан купил судно на свои деньги — это уставной капитал. За несколько рейсов он заработал прибыль. Часть потратил на развлечения — это распределённая прибыль в виде дивидендов. Другую часть оставил на расчётном счету — накопленная нераспределённая прибыль. На эти средства капитан купил солярку и снасти. Однако на прикормку денег не хватило, поэтому он занял у своей бабушки — так у судна появилась кредиторская задолженность.

Главное правило балансового отчёта — мы не можем иметь чего-то больше, чем мы на это потратили. Всё что есть у капитана — судно, приманка, лицензия на лов рыбы, равно сумме того, что он на это потратил — свои деньги, прошлую прибыль и заём у бабушки.

Как читать баланс

По балансу можно понять, чем владеет организация и кому она должна. В документе указано, кто и сколько должен компании и какая у неё дебиторская задолженность. В ОПиУ мы запишем её категорию в прибыль, а в балансе — в активы.

Информацию о финансовом состоянии компании можно узнать из показателей, например, посмотрев на размер активов, оборотный капитал и обязательства. Также можно рассчитать важные для бизнеса коэффициенты. Их много и каждому следует посвятить отдельную лекцию.

Компания «Альфа» заработала 100 рублей. Много это или мало, сказать нельзя. Конкурент «Бета» также заработала 100 рублей. Кажется, что заработок у организаций одинаковый, однако баланс поможет проанализировать ситуацию глубже.

«Альфа» заработала свои 100 рублей активами в 1000 рублей. А «Бета» эти же деньги — активами в 800 рублей. Коэффициент «рентабельность активов» у конкурента оказывается выше. Однако «Альфа» использовала финансовый рычаг и для этого заняла 500 рублей в банке, а «Бета» работала на свои деньги. Рентабельность собственного капитала (ROE) у «Альфа» выходит существенно выше.

Подытожим

Для некоторых типов организаций расчёт баланса не в приоритете из-за небольшого объёма активов. Это относится к креативным агентствам или организациям из сферы услуг. Однако для остальных — большая часть информации о финансовом положении находится именно в нём.

Регулярно вести этот отчёт нужно по нескольким причинам. Во-первых, он позволяет управлять финансами предприятия, определять его устойчивость и способность выполнять свои обязательства. Во-вторых, отчёт является ключевым инструментом для принятия решений о финансовой стратегии и планировании. Он помогает определить, какие активы следует приобрести или продать, а какие сохранить для развития предприятия.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру