Общество

Суэцкий канал и другие дороги

Есть дорога – по ней обязательно будут ездить. Будут ездить – будут торговать. Будут торговать – будут богатеть. Можно сказать, что дороги – основа любой экономики. Чем лучше дороги, тем лучше развита экономика. Сегодня – история одной из самых важных дорог планеты.
Суэцкий канал и другие дороги
Иллюстрация: Wikimedia Commons
СУЭЦКИЙ И ДРУГИЕ КАНАЛЫ и их роль в истории и экономике

«Год пепла», страшнейшая из засух, которую только знала Аравия, случился через шесть лет после смерти пророка Мухаммеда

Священные города были переполнены беженцами, угроза голодной смерти казалась неминуемой, и халиф Умар ибн аль-Хаттаб рассылал во все стороны света гонцов с просьбами и требования помочь единоверцам.

Умма не осталась безучастной – весь исламский мир отправлял караваны в Мекку и Медину, и, не смотря на то, что караванный путь был долгим (например, караван из Египта преодолел путь длиной в 1300 километров за месяц) в конце концов, помощь оказалась существенной – каждой бедствующей семье достался верблюд с провизией.

Все съели и провизию, и животного, но самого страшного все-таки удалось избежать, и 638 год не стал годом гибели священных городов.

Халиф, однако, будучи, видимо, человеком предусмотрительным, хотел бы избежать подобных проблем впредь, и велел наместнику Египта, Амру ибн аль-Аса, прорыть канал, который соединял бы Средиземное море с Красным – в этом случае путь груза из Египта в Аравию сокращался бы до нескольких дней, а пропускная способность грузов (замена верблюдов кораблями) возрастала бы в десятки раз.

Арабское судно, старинная минаитюра
Арабское судно, старинная миниатюра

Возможно, Умар знал о том, что некогда существовал канал, называемый «каналом фараонов», который соединял один из рукавов Нила с Красным морем – в его окружении было немало ученых людей – но об этом точно узнал Амр, к которому, по легенде, явился некий копт, который вызвался, за хорошую плату, показать ему русло старого канала, и именно этим и воспользовался невольный строитель (пытавшийся до того всячески отговорить Умара от этой затеи – только весьма щедрая компенсация за его будущие успехи, обещанная халифом, заставила его, в итоге, «взять под козырек»).

Надо сказать, что строительству канала противилось мощное лобби караванщиков, а так же основная масса торговцев, ориентированная на торговлю с Европой, куда Египет поставлял пшеницу еще со времен финикийцев.

Канал, однако, был построен – и египетское зерно, до того почти полностью уходившее в Рим и Византию, теперь хлынуло в Аравию, «принеся невиданную благодать».

Строительные работы в Древнем Египте. Выемка грунта, укрепление стен и проч.
Строительные работы в Древнем Египте. Выемка грунта, укрепление стен и проч.

Это была далеко не первая и, как мы с вами знаем – не последняя попытка соединить Европу с Азией посредством чудесной водной магистрали.

Впервые об этом задумались фараоны Египта.

Судя по всему, необходимость такого пути понималась там издревле, но только в XIX в. до н.э. фараон Сенсурет III (имя, мало известное досужему читателю, поскольку историческая наука склонна определять значимость правления, скорее, по размеру пирамид, а не по событиям и свершениям, особенно если эти свершения – мирные) перешел от слов к делу – канал, соединяющий один из восточных рукавов Нила с Красным морем, был построен.

Неизвестно, что случилось или даже стоит сказать – «случалось» с ним в дальнейшем – ясно, что он функционировал не всегда, переживая периоды упадка или даже полного уничтожения и забвения.

Во всяком случае, известно, что фараоны Рамзес II и, позже, Нехо II, этакий египетский предшественник знаменитого Энрике Мореплавателя, этот канал строили заново – а может быть, прокладывали по старому руслу.

Первые трассы канала шли по кратчайшему пути, соединяя Суэцкий зали с одним из рукавов Нила. Хорошая трасса, вот только она постоянно заиливалась и засыпалась песками, да и для кораблей с большой осадкой, морских судов, в будущем оказалась непригодна

Первые трассы канала шли по кратчайшему пути, соединяя Суэцкий залив с одним из рукавов Нила. Хорошая трасса, вот только она постоянно заиливалась и засыпалась песками, да и для кораблей с большой осадкой, морских судов, в будущем оказалась непригодна.

Закончил ли канал Нехо или, как считает Геродот, начатое им завершил завоевавший Египет персидский царь Дарий I, мы не знаем, но знаем, что с каналом снова что-то пошло не так, и его строили еще и еще – в III до н.э. Птолемей II Филадельф и во II н.э. – император Троян (канал даже получил его имя – «река Трояна»).

Строители, осуществлявшие повеление Умара – по сути, «освежили» русло канала, проложенного еще в XIX в. до н.э., но именно творение Умара и Амра «переформатировало» средиземноморскую торговлю, во-первых, иначе распределив потоки товаров, во-вторых, открыв для азиатских товаров забытую ими Европу, во-вторых – и это главное – поддержав арабскую экспансию в Северную Африку и Пиренеи.

Но жизнь канала оказалась недолгой – в 767 году халиф Мансур, один из первых Аббасидов, перенес столицу халифата в Багдад и приказал засыпать канал, чтобы торговые пути шли через центральные районы халифата.

В какой-то момент соображения сиюминутные, фискальные, личная выгода - возобладали, канал был засыпан, и "корабль пустыни", верблюд, выиграл "соревнование" у морских судов внеэкономическим путем

В какой-то момент соображения сиюминутные, фискальные, личная выгода – возобладали, канал был засыпан, и «корабль пустыни», верблюд, выиграл «соревнование» у морских судов внеэкономическим путем

И ведь – добился успеха – верблюды снова заменили корабли, скорость и объемы перевозки резко упали, а самое главное, от халифата довольно быстро, еще при жизни Мансура, отпали территории западнее Египта, где экономические связи с центром сразу резко ослабли.

Экономическое значение и великий смысл именно водных путей, как более быстрый, более дешевый и с большей пропускной способностью по сравнению с путями караванными были понятны человечеству всегда.

В «параллельно развивающейся» цивилизации, в Китае, правители и мыслители понимали, что нужна какая-то пуповина, которая способна была бы связать между собой население огромной страны, в первую очередь – энергичный, подвижный и экспансионистский север и богатый и предприимчивый юг страны.

Великий канал – Даюньхэ (Юньхэ можно перевести как «транспортная река»), который, как предполагалось сначала, должен был связать две великих китайских реки – Хуанхэ и Янцзы – строился почти 2 тысячи лет и сильно превысил первоначальные планы: его длина составила более 1700 км, а с ответвлениями, которые связали Пекин на севере с Ханьчжоу и Шанхаем на юге – более 2400 километров.

Великий китайский канал по-прежнему функционирует и поражает воображение даже сегодня
Великий китайский канал по-прежнему функционирует и поражает воображение даже сегодня

Строительство было прекращено во времена монгольского завоевания, но движение судов по каналу не прекращалось никогда (канал весьма успешно функционирует до сих пор, он и в наше время переполнен судами и по нему перевозится около 10 млн. тонн грузов в год).

Историки считают, что Даюньхэ сыграл в истории Китая ту же коммуникационную и объединяющую экономическую и культурную роль, которую сыграло море в становлении Средиземноморской цивилизации.

Что касается канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, то мысли о нем не покидали людские умы.

Наполеон во времена египетского похода даже снарядил специальную экспедицию с целью обследовать возможность сооружения такого канала.

Возглавивший экспедицию инженер ошибся в расчетах, посчитав, что разница в уровнях двух морей составляет 9 метров (хотя все ученые Европы криком кричали, доказывая, с цифрами в руках, что это не так).

Наполеон перед сфинксом
Наполеон перед сфинксом

Наполеон, получив результаты исследования, выразил сожаление, что французы сейчас не смогут этим заняться, и отбыл в Европу.

Великий честолюбец понимал, что императорская корона принесет ему куда как больше славы, чем даже самое великое строительство.

В конце 40-х г.г. XIX века, однако, к идее строительства канала подошли вплотную.

Сложная история принятия решения о его строительстве, поисков денег на него и кипевших вокруг политических страстей заслуживает отдельного, довольно большого текста, и тем, кто спешит узнать об этих перипетиях, предлагаю самостоятельно узнать об армянине на службе египетского султана,

Нубар-бее, как предтече и гении челночной дипломатии и решения проблем с инвестициями и инвесторами – так или иначе, в 1869 году Суэцкий канал, безшлюзовое гидротехническое сооружение длиной 160 километров, был, наконец, открыт.

Открытие Суэцкого канала, 1869 год
Открытие Суэцкого канала, 1869 год

Идея, начавшаяся в XIX веке до н.э., была воплощена в XIX веке н.э.

Путь из Азии в Европу сократился более чем на 7 тысяч километров.

В настоящее время 10% всего мирового грузооборота перемещается через Суэцкий канал.

Александр Иванов,

«Краткие эссе об истории экономики».

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect.

Комментарии

8
  • Александр @42

    И сейчас Суэцкий канал причина роста мировых цен.

  • Александр Иванов

    Давайте представим себе, что канала нет и суда идут в обход Африки. Как Вы думаете, цены не перевозки становятся ниже или выше?

    • Александр @42

      Ясно, что выше, только что это доказывает или опровергает? Сейчас из-за того, что появились большегрузные суда - они чаще стали застревать в канале, кроме того, там неспокойная политическая обстановка. Всё-таки разгоняет мировую инфляцию, мировая экономика входит в рецессию. Тут наши представления ничего не значат. Мы не говорим, что канал - главная причина, но как триггер или же яркий фактор - вполне себе.

      • Александр Иванов

        Там всегда была неспокойная политическая обстановка, даже сама прокладка канала (опубликую статью об этом немного позже) - целый детектив. Это - конечно, риски, но риски в любом деле есть.

        Насчет "суда стали застревать" - нет, был только один яркий инцидент (хотя аварий за время существования канала хватало).

        Взвешивая "за" и "против" - неизбежно баланс сложится (с большим отрывом) за канал.

        Ну а мировая экономика - выживет, конечно. В общем и целом рецессия - только в головах наших придворных, а вот перестройка многих экономических процессов - да, идет. Штука болезненная, но - это не рецессия.

        • Александр @42

          Почему только в наших головах? ООН (МВФ) и ВБ тоже об этом пишут (мировой рецессии), не только в РФ.

          Никто и не говорит, что канала не будет.

          Инциденты "неяркие" тоже есть и их немало, просто трафик вырос, а суда, повторяю стали больше, старей.

          • Александр Иванов

            Есть и более сложные форматы и условия для судов, например, "панамский стандарт". С Суэцким, сравнивая условия эксплуатации с Панамским, все просто прекрасно)

            А рецессия - ну, де-факто её все-таки нет, экономика растет, но есть нюанс (который и имею ввиду экономисты, пугающие рецессией) - экономика в последние годы сильно была "разогнана", нормальное её состояние - рост в 5-9%, более скромные цифры роста - это уже большие проблемы. "Закон велосипеда" во всей красе - все хорошо, пока крутишь педали, а как перестаешь - заваливаешься набок. Сейчас (пандемия сработала) рост в 3% вроде как норма, но эта норма не позволяет велосипеду мчаться. На бок он не завалился, но впереди крутые подъемы, а скорость - ни к черту. Так что - да, времена будут не простые, но не факт, что велосипед упадет, есть стимулы и вызовы - будет и реакция

            • Александр @42

              Если бы только пандемия - еще десяток факторов.

              • Александр Иванов

                Ну да, согласен, поэтому я и говорю о том, что первичен был "перегрев" темпов роста экономики, а пандемия выступила катализатором большого количества проблем

Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Интересные материалы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.