Учет в торговле

Налоговые риски при списании товаров

В работе любой организации рано или поздно возникает необходимость списания товара (материалов, продукции) в связи с истекшим сроком годности, поскольку закон запрещает реализацию продукции за пределами действия этого срока.

При этом закон четко определяет правовые нормы, предписывающие обязательность изъятия из продажи с последующим уничтожением или утилизацией, лишь по отношению к просроченным пищевым продуктам. И для них же устанавливает возможность учета расходов на их утилизацию при расчете налога на прибыль.

Признание в расходах по налогу на прибыль

Но пп. 49 п. 1 ст. 264 НК является основанием для снижения налога на прибыль и для других товаров, за реализацией которых не установлен столь жесткий государственный контроль. Дело в том, что пункт 1 данной статьи позволяет отнести к расходам любые производственные затраты, если они направлены на получение дохода, поэтому и списание других, не пищевых товаров, утративших, например, свои потребительские качества, тоже может быть зафиксировано в налоговом учете.

Организация вправе сама выбрать: учитывать при расчете налога на прибыль или нет покупную стоимость товаров, по которым истек срок их годности, а также стоимость расходов на их утилизацию (уничтожение).

Подтверждающие документы для налоговой

Вне зависимости от категории товара, для успешного учета расходов по его списанию, уничтожению или утилизации, эти расходы должны быть экономически обоснованы и подтверждаться документами (согласно ст. 252 НК РФ). Интересно, что доказательство необоснованности расходов возлагается на налоговые органы, поэтому, чтобы отвести любые сомнения в оправданности экономических затрат и избежать тем самым налогового спора, лучше заранее подготовить наиболее полный и правильно оформленный пакет документов, в которых отражено:

  1. Приобретение товара и его взятие на учет (включая положительную характеристику поставщика, подтверждающую его добросовестность и свидетельствующую об осмотрительности закупщика).
  2. Операции, на основании которых можно сделать вывод, что все манипуляции с приобретенным товаром направлены на получение дохода.
  3. Подтверждение того, что срок годности товара истек в рамках периода, в который заявлено списание в расход его стоимости.
  4. Фактические инвентаризация или утилизация (акты).

Тщательный анализ договоров поставки списываемого товара позволит предотвратить налоговый спор

Если в договоре есть пункт, который предписывает выкуп поставщиком нереализованного до истечения срока годности продукта, а закупщик им своевременно не воспользовался, то у него нет основания для признания расходов на списание обоснованными.

Утилизация или уничтожение

Просроченная продукция может быть утилизирована или уничтожена. Между этими понятиями большая разница.

Утилизированный продукт не уничтожается, а продается предприятиям, которые перерабатывают просроченный товар в комбикорм, удобрения, биотопливо и даже на основе органических отходов производят стройматериалы. Продажа просроченной продукции на утилизацию должна сопровождаться накладными, передаточными актами и другими документами, стандартными при продаже.

Уничтожение не предполагает использование просроченного товара — лишь полную ее ликвидацию.

Если в договоре на поставку товаров не предусмотрено возвращение просроченной продукции поставщику, «судьбу» просроченного товара определяет Роспотребнадзор, который после государственной экспертизы выдает вердикт: утилизация или уничтожение. Для правомерного учета расходов на утилизацию / уничтожение просроченного товара для уменьшения налоговой базы вам точно понадобится экспертное заключение этой организации.

До обращения в Роспотребнадзор предприятие обязано провести инвентаризацию — это первый шаг при списании просроченной продукции. При этом необходимо строго отследить корректность заполнения всех сопровождающих документов. В наличии должно быть все: различные регламенты, правила, положения и приказы по конкретной процедуре организации и проведения инвентаризации, ее итоговые акты, включая акты о фактическом наличии такой продукции, указании его дальнейшей судьбы. Малейшая неточность в их оформлении, отсутствие даже одной подписи легко приведет к отказу в уменьшении налоговой базы на прибыль.

Рекомендации

Необходимо позаботиться о документах, в которых отражены меры налогоплательщика, направленные на возврат некачественной продукции поставщикам. Это могут быть претензии, уведомления, другие документы, но требование к их корректному оформлению остается.

Важно фактическую утилизацию / уничтожение зафиксировать в документах, где указать полную информацию по процедуре: список товаров, дату, место и способ утилизации. Хорошим подспорьем могут стать путевые листы при перевозке отходов, спецификации, накладные, справки, талоны приема отходов, платежные документы и т.д. Любой документ, подтверждающий точное количество, наименование и движение списываемого товара, оформленный — это важно! — корректно и подписанный всеми ответственными лицами.

Не забудьте про регистры бухучета, в которых должно быть отражено списание товара и запаситесь справкой, подтверждающей, что доля списанных товаров — незначительна, по сравнению с общим объемом реализованной вами продукции.

При уничтожении просроченной продукции сторонней организацией стоимость ее услуг также правомерно учесть в расходах по налогу на прибыль. Требования при этом остаются те же: наиболее полный пакет корректно заполненных документов с наличием всех необходимых подписей.

При списании товаров, не попадающих под обязательные правовые нормы, особо важно предоставить документы, из которых явно видно, что изначально затраты на них имели целью получение дохода. Договора, накладные, акты приема-передачи — все эти документы должны быть у вас в идеальном порядке.

Одним из аргументов для обоснования правомерности уменьшения налоговой базы на стоимость списываемых товаров (материалов) может рассматриваться возможность использования мест их хранения с большей экономической пользой. Но такая возможность тоже должна быть подкреплена документально.

Итак, возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль при списании товаров (другой продукции) есть. Чтобы она стала успешной реальностью, не вызвав вопросов у налоговой структуры, признающей обоснованность и объемы такого уменьшения, в идеальном состоянии должны быть все подтверждающие документы. Именно они даже в случае возникновения спора между налогоплательщиком и налоговым органом станут основанием для положительного решения суда в пользу организации.

Начать дискуссию

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.

Покайся-сознайся. Новый механизм амнистии бизнеса за дробление

Аппарат бизнес-омбудсмена предложил механизм проведения амнистии бизнеса за дробление.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

3

С серой зарплатой будут бороться комиссии

Как бы ни старалось государство снизить административную нагрузку и сделать незаметным для бизнеса необходимый для обеспечения безопасности контроль (для этого даже фразу придумали «регуляторная гильотина»), избежать комиссий не удаётся.

3

Криминальный электромобиль из Тольятти, а также крышесносная ИИ-ассистентка от OpenAI

Все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: Яндекс стал на две трети российским, банк Юникредит подготовили к ощипыванию, Ревущий котенок вернул мемность в акции, исход ИИ-безопасников из OpenAI, а также приговор разработчику Open Source кода для крипто-миксера Tornado Cash.

Интересные материалы

Минфин хочет, чтобы аудиторы страховали свою ответственность перед клиентами

Пока что аудиторские компании не обязаны страховать свою ответственность, они могут делать отчисления в компенсационный фонд СРО или обращаться добровольно за страховкой.