Заказчик задачи. Кто это? Для чего он нужен? Почему без него не обойтись?

О заказчике, как об обязательном атрибуте задачи, я писал в статье «Что такое задача?». Указывал, что задача должна иметь заказчика. Что без заказчика задача — не задача. Спрашивается: кто такой заказчик задачи? Для чего он нужен? Почему без него не обойтись?
Заказчик задачи. Кто это? Для чего он нужен? Почему без него не обойтись?

Кто девушку ужинает, тот её и танцует!

Цитата из фильма «Вокзал для двоих»

О заказчике, как об обязательном атрибуте задачи, я писал в статье «Что такое задача?». Указывал, что задача должна иметь заказчика. Что без заказчика задача — не задача.

Спрашивается: кто такой заказчик задачи? Для чего он нужен? Почему без него не обойтись?

Ответ на данный вопрос важен для обеспечения выполнения задач. Положен в основу одного из принципов управления потоком задач — принципа «петли ответственности»[1]. Поэтому требует прояснения.

Итак, приступим.

Заказчик задачи — это ответ на вопрос: кто заказывает и потребляет целевой результат задачи?

У задачи всегда должен быть один заказчик — тот, кто:

  • заказывает целевой результат задачи,

  • заинтересован в нём,

  • будет потреблять ЦРЗ,

  • использовать его в своей работе, в выполнении своих задач.

Этот заказчик должен принимать целевой результат задачи и оценивать, достигнут он или нет, и, соответственно, выполнена задача или нет.

Это и логично. Если никто не заказывает целевой результат задачи, а соответственно саму задачу, то значит этот ЦРЗ никому и не нужен, никто в нём не заинтересован, не будет его потреблять и использовать. А раз он никому не нужен, то зачем выполнять задачу и достигать никому не потребный ЦРЗ?

В организации заказчиком должно быть одно должностное лицо, имеющее конкретное ФИО. То есть заказчик — это всегда конкретный человек. Это единственный человек, которого можно чётко идентифицировать (по ФИО, паспорту, СНИЛС и т.д.).

Отсюда, заказчик является главным, кто оценивает степень выполнения задачи и акцептует предложение о её закрытии выполнением.

При этом в УПЗ у него есть права не акцептовать:

  • предложение о закрытии задачи выполнением, если целевой результат его не устраивает;

  • предложение о переносе задачи на новый срок, оставив её на просрочке, если он считает, что ответственный выполнитель виноват в просрочке и должен понести за это ответственность;

  • предложение об отмене задачи, если он считает её актуальной и требующей выполнения;

  • предложение об изменении других атрибутов задачи, если он считает эти изменения не адекватными своим потребностям и ожиданиям;

  • и т. д.

Мало сформулировать задачи, определив, что нужно сделать. Надо ещё добиться, чтобы это было фактически сделано.

Отсюда, задачи нужны, чтобы их выполнить. Вспомните, выше я уже писал, что общее предназначение (функциональное назначение) существования сущности «задача» — обеспечить её выполнением получение целевого результата[2].

Чтобы полученные целевые результаты были необходимого качества. Чтобы выполнение задач было гарантированным. Чтобы никто не мог закрыть задачу выполнением без приёмки её результата. Или имитированием её выполнения. Чтобы ответственный выполнитель задачи не мог отменить задачу, забыть про неё, просрочить, необоснованно перенести и т. д.

Замыкание задачи на заказчика, заинтересованного в получении её целевого результата, обеспечивает это. То есть в этом случае без заказчика не обойтись.

Заказчик потребляет полученный ЦРЗ, как «вход» для выполнения своих задач. У которых тоже есть ЦРЗ и срок. За которые он отвечает, как ответственный выполнитель. Поэтому заказчик заинтересован в получении на «входе» качественного ЦРЗ и в заданные сроки. Он это будет требовать от ответственного выполнителя задачи. Особенно когда действует ещё один принцип УПЗ — принцип «крайнего в цепи»[3].

Наличие у заказчика прав и заинтересованности на акцепт или не акцепт задач даёт инструмент влияния на ответственных выполнителей и качество выполнения задач. Решает проблему «неисполнительности»[4].

Выходит, что заказчик нужен, чтобы обеспечивать качество ЦРЗ, гарантированность выполнения и исполнительность.

При этом необходимо, чтобы заказчик задачи не был её же ответственным выполнителем.

Нельзя допускать, чтобы ответственный выполнитель сам себе в качестве заказчика формулировал задачи, сам их себе ставил и закрывал выполнением. Принимая сам у себя целевые результаты их выполнения, оценивая их степень достижения.

Это породит злоупотребления. Создаст возможности для них. И при их наличии ими обязательно воспользуются.

Из-за чего увеличится доля НЕфункциональных задач и псевдозадач. ИБД. Что приведёт к нерациональному использованию ресурсов, росту затрат и снижению производительности интеллектуального труда.

Получается, что введение заказчика в задачу нужно ещё для борьбы с потерями процесса «менеджмент» — НЕфункциональными задачами и псевдозадачами.

В управлении потоком задач есть механизмы отбора и закрепления заказчиков за каждой задачей. В процессе их (задач) делегирования – постановки сотрудникам.

При этом закрепление заказчиков задач осуществляется через закрепление ФИО за должностями. Через присвоение должностям выполняемых функциональных ролей. Через прикручивание функциональных ролей к атрибуту «заказчик задачи (ФИО)».

Чтобы всё это упростить, в УПЗ применяется автоматизация формирования заказчиков в ходе генерирования процессных и целевых задач. Но об этом, а также о «должностях» и «функциональных ролях», - позже.

Полная версия статьи доступна в моей книге «Задачи чудесные, или Козырная «ТУЗ» Мотаева!»

С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр

Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".

 [1] — Подробнее о нём читай в статье «Принципы системы управления потоком задач» в разделе «Система управления потоком задач (Система УПЗ)».

[2] - См. статью «Сущность «задача» — это абстрактная сущность» в разделе «Главная сущность менеджмента — «задача»».

[3] - См. статью «Принципы системы управления потоком задач» в разделе «Система управления потоком задач (Система УПЗ)».

[4] — Речь об этой проблеме пойдёт позже в статье «Проблема «неисполнительность»» в разделе «Ключевая разовая проблема, мешающая повышению ПИТ».

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру