Учет в торговле

О цене материалов и методы учета

Вместо предисловия: все нижесказанное относится не к мелким фирмам, где все материалы у одного кладовщика, да еще по совместительству же и бухгалтера, а к средним предприятиям, в большинстве своем с советской еще структурой (и часто с советским руководством - не в политическом смысле, а в смысле привычек и методов мышления, от них так просто не избавиться, это я по себе знаю).
О цене материалов и методы учета (по мотивам форума на www.klerk.ru).

В.Зайцев

Вместо предисловия: все нижесказанное относится не к мелким фирмам, где все материалы у одного кладовщика, да еще по совместительству же и бухгалтера, а к средним предприятиям, в большинстве своем с советской еще структурой (и часто с советским руководством - не в политическом смысле, а в смысле привычек и методов мышления, от них так просто не избавиться, это я по себе знаю).

Среди пользователей бухгалтерских программ много вопросов вызывает учет материалов. В частности, недоумения у пользователей 1С вызваны методикой, при которой суммовой учет ведется только в разрезе всего предприятия, в разрезе же складов и материально-ответственных лиц ведется только количественный учет. Попытки распространить суммовой учет по складам (здесь, конечно, имеются в виду и материально-ответственные лица) приводит к появлению суммовых остатков без количества.

Поясню алгоритм появления этих безобразий:

Фирма купила материал Некий по цене 100 рублей в количестве 100 едениц и с центрального склада он ушел на склад Ивановой и склад Сидоровой поровну. Пока все хорошо. Затем Фирма купила еще этого же самого материала, но по цене 150 рублей в количестве тех же 100 штук, и отдала на склад, ну пусть Ивановой. Средняя цена по фирме (100*100+150*100)/200=125 рублей, и в подотчете у Петровой вдруг оказалось материалов на сумму не 5000 р., а 125*50=6250 рублей (а движения то не было!). У Ивановой же 125*150=18750 (и есть движение: 5000+15000=20000?).

Естественно, Петрова, глянув на сальдо, возмущена. Иванова про себя прикидывает, сколько же она может пустить налево.

Пример примитивен донельзя, на самом деле и движения промежуточные есть, и цены могут быть отличными на копейки, но сути это не меняет: возникают пусть небольшие, но непонятные суммовые разницы. Главное, исчезает прозрачность и достоверность, возникает недоверие к расчетам вообще. Можно конечно, скажете вы, занести отдельной строкой материал по новой цене. Можно. А потом еще третьей строкой. И четвертой. И пятой. А номенклатура исчисляется сотнями позиций (или тысячами?). И бухгалтера в цейтноте в конце месяца, когда и списания идут, и отчеты готовятся... . И путаница с одинаковыми по названию строками таблиц будет просто неизбежна. Заклинания типа, пусть будут внимательными, это в общем, не решение проблемы, а попытка назначить виновного. (Очень национальный наш метод: виноватый найден, всем можно расслабится).

Есть еще метод использования т.н. отклонений. Да, при этом можно складить немного эффект от плавающих цен. Но учтем, инфляция то до 20% в год (а проявляется она именно через цены), поэтому отклонения будут расти до неприличных размеров. Появится еще проблема: ежегодный пересчет остатков с учетом инфляции (как думаете, бурный энтузиазм будет у бухгалеров?). Да и неправильно так использовать счет отклонений: он предназначен для косвенных расходов (транспортных, погрузки/разрузки, ets).

Еще метод: ввести дополнительную аналитику в разрезе партий материалов (и товаров). Еще раз напомню: метод есть метод, он будет относиться не только к "основным" материалам, а вообще ко всем (мелочевка всякая, канцтовары...). И эти партии должен знать и кладовщик. Получаем усложненный учет (и учтем обычный бардак, простите, на наших бывших советских предприятиях). Не выглядит это удачным решением.

Итак, выводы:

Надо либо отказаться от понятия средней цены по предприятию, а использовать среднюю цену склада, либо, как сделала 1С, отказатся от суммового учета на складах при сохранении цены материала по предприятию в целом. И это надо решить, представляя последствия. При первом решении будет плавать себестоимость продукции, при втором сложности с юридической ответственностью МОЛ. По моему мнению, эти проблемы больше психологические (как это, в прошлом месяце трудились так же, а себестоимость другая, что же цены менять? Или: а за что же Иванова/Петрова/Сидорова отвечает?). На второй вопрос можно ответить так: а много ли у вас было таких проблем,юридических? Что ж, случится, придется писать справку, но это не так напряжно, как ПОСТОЯННО вести услжненный учет. На первый ответ еще проще: а цена от затрат не зависит. Увы, некоторым очень трудно в это поверить, но цена продукции не есть затраты+плановая прибыль, как учили с советских ВУЗах, а баланс желания потребителя иметь именно этот товар и нежелания расстаться со своими кровными денежками. Кстати, поэтому за бугром так любят паковать товар в яркие коробки, следят за дизайном и модой, и придумывают звонкие рекламные слоганы. А на себестоимость покупателю начхать. И те, кто несогласен со мной, также думают, выйдя за проходную и направляясь на ближайший рынок.

Комментарии

7
  • Хранитель_врат
    Уважаемый В.

    Насколько я понимаю, вас беспокоят не столько методы учета, сколько методы списания.
    Я конечно не историк, но могу предположить, что списание по средней цене появилось в докомпьютерную эпоху. Когда выбрать, и списать по партиям было невозможно.

    Это, действительно, очень сложная работа для человека. Для компьютера пустяк. При ручных способах учета бухгалтера с дрожью вспоминают разные сверки. Это сколько бумаги необходимо перебрать!

    Хотя на практике все три способа списания (По среднему, FIFO и LIFO) легко реализуются с определенной точностью. Причем, по среднему - самая низкая точность, при самой высокой скорости. Здесь главное, не допустить ошибки в алгоритме.

    При списании по среднему НЕЛЬЗЯ вычислять стоимость МЦ по формуле Цена*Количество. Допустима только одна формула Средняя_цена*Количество. Следовательно, в ваших рассуждениях просто есть ОШИБКА (математическая). Ваша кладовщица должна отвечать только за количество. За цену и стоимость бухгалтерия.
    Возможная ошибка, и как следствие между приходными и расходными документами будет одна копеечка. Это происходит в связи с возможным остатком от деления, при расчете средней цены. Существуют методы коррекции при списании последнего количества. Для этого необходимо хранить две суммы - приобретенных и списанных МЦ каждого наименования.

    Методы FIFO и LIFO дают абсолютную точность. Однако они более медленные, так как требуют переборку документов. Что ж, попейте кофе. Это ведь не опасно!

    Эти алгоритмы справедливы для любой оболочки. Хотя, вполне возможно, есть и другие.

    Успехов. Н. Кузьмин.
  • Хранитель_врат
    Уважаемый Н.Кузьмин! Наверно. мне не удалось четко выразить свою мысль (увы), но я и хотел показать, что учет по средней цене ПРЕДПРИЯТИЯ невозможен. 1С применяет безсумовой учет по складам (только количественный), я предложил учет по ЦЕНЕ СКЛАДА (без применения ОБЩЕЙ цены). Вы говорите о парционном учете. Наверное, надо было остановится на нем подробнее. Да, можно организовать движения материала по его истории, и даже можно очень красиво: с разворачивающимя окнами, списками документов и т.д. Правда, медленно (как Вы справедливо заметили, на порядок медленнее, добавлю я). Увы, но бухгалтера наши не избалованы третьими-четвертыми Пентами. Но скажите, в чем выигрыш, смысл? Вместо трех-четырех цен на разных складах мы получим столько же (да??) цен по поступлениям. А конечный результат тот же: все что поступило, будет по СУММЕ и списано (или реализовано). Плюс усложнение форм ввода, контроля, отчетов и т.д. И за всем этим хозяйством надо следить. И одновременно корректировать систему в свете новых постановлений Нашего Мудрого Правительства. А они там плодовиты, как тараканы.
    С уважением, успехов.
  • Хранитель_врат
    Совершенно непонятна фраза г. Кузьмина:
    "Хотя на практике все три способа списания (По среднему, FIFO и LIFO) легко реализуются с определенной точностью. Причем, по среднему - самая низкая точность, при самой высокой скорости. Здесь главное, не допустить ошибки в алгоритме."
    Чем его так обидел алгоритм списания "по среднему", что он обозвал его самым неточным?
    Я с самого начала использую этот метод (в разрезе МОЛ) пока довольны и бухгалтера и (тьфу-тьфу!) контролирующие органы.

Роструд: можно в декрете работать по совместительству

Действующее законодательство не запрещает трудиться по совместительству во время отпуска по беременности и родам на основной работе.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

Совет Федерации может отнять у маркетплейсов льготы по НДС

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Интересные материалы

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.