Отчетность в ФСС

Определение налоговым органом суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем

До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определение налоговым органом суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем регламентировалось Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (далее — Указ).

В.Г. Рольгайзер,

судья Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММЫ НАЛОГОВ РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ

До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определение налоговым органом суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем регламентировалось Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (далее — Указ).

Во исполнение данного Указа письмом ГНС РФ, Минфина РФ и ЦБ РФ от 13, 16.08.94 № ВГ-4-13/94н, 104, 104 был утвержден Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.09.94 за № 682) (далее — Порядок).

C 01.01.99, то есть с момента введения в действие части первой Кодекса, право налогового органа по определению суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем закреплено в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса.

В первоначальной редакции указанным подпунктом было установлено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании данных по иным аналогичным организациям. Такое право применяется в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Однако, просуществовав менее года, нормы рассматриваемой статьи законодателем были дополнены (Федеральный закон от 09.07.99 № 154-ФЗ) двумя существенными положениями, которые, с одной стороны, расширили возможность определения налоговым органом суммы налогов расчетным путем, а с другой стороны, конкретизировали случаи его применения.

Во-первых, в действующей в настоящее время редакции подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусматривается возможность определения налоговым органом суммы налогов расчетным путем не только на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках, но и с использованием имеющейся у него информации о проверяемом налогоплательщике.

Указанное дополнение важно при практическом применении в случаях, когда утрачены документы бухгалтерского учета и отчетности за определенный налоговый период.

Пример. На протяжении нескольких налоговых периодов предприятие имело стабильные показатели хозяйственной деятельности.

Но, в силу причин, от него не зависящих (пожар, кража и т. д.), были безвозвратно утеряны документы бухгалтерского учета и отчетности за определенный (последний) налоговый период.

В этой ситуации налоговый орган при расчете сумм налогов вправе по такому периоду воспользоваться имеющимися у него данными о налогоплательщике за предшествующие налоговые периоды.

Во-вторых, теперь определение налоговым органом суммы налогов расчетным путем возможно не просто в случае непредставления налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, как это было изложено в первоначальной редакции.

Ныне налоговый орган может приступить к реализации данного права, только если налогоплательщик не представил такие документы в течение более двух месяцев.

Закрепление такого срока, как устанавливающего момент возникновения права налогового органа на определение суммы налогов расчетным путем, не требует комментария.

Единственное, что хотелось бы отметить по данному законодательному дополнению, это то, что в силу универсальности воли законодателя, выраженной в статье 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» Кодекса, право налогового органа на исчисление суммы налогов расчетным путем на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках возникает в случае непредставления налогоплательщиком в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, которые должны представляться в сроки, установленные как для бухгалтерской отчетности, так и законодательством о налогах и сборах.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусматривает четыре случая, когда налоговый орган вправе применить расчетный метод определения суммы налогов на основании данных иных аналогичных налогоплательщиков:
1) при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
2) при непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
3) при отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
4) при ведении учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Анализируя указанную норму, следует отметить, что приведенньй перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Следовательно, если налоговый орган при проведении камеральной или выездной налоговой проверки хозяйствующего субъекта применит расчетный метод определения суммы налогов в случаях, не предусмотренных указанной нормой Кодекса, то решение по результатам такой проверки судом может быть признано недействительным.

Из вышеизложенного вытекает и другой вывод. При разрешении арбитражными судами споров, связанных с применением рассматриваемой нормы, в силу статей 65<*> и 200<**> действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ), обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на соответствующий орган. Поэтому налоговый орган должен в акте проверки не только отразить, в связи с чем им применяется расчетный метод определения суммы налогов, но и обосновать его. В случае привлечения предпринимателя или юридического лица к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налогов (сборов), исчисленных налоговым органом расчетным путем в соответствии со статьей 108<***> Кодекса, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.

_____________
<*> Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами, должностными лицами оспариваемых актов или решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (прим. ред.).

<**> Статья определяет процедуру и условия судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (прим. ред.).

<***> Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. (Прим. ред.)

О ПРИМЕНЕНИИ ПОРЯДКА

Представляется ошибочным довод некоторых налогоплательщиков, которые, обращаясь в суд с иском о признании недействительными решений налоговых органов, связанных с применением расчетного метода определения суммы налогов, в качестве основания заявленного предмета указывают только на неправомерность использования ответчиком Порядка.

По их мнению, данный Порядок не должен применяться, так как пункт 6 Указа, предоставляющий налоговому органу право определения суммы налогов расчетным путем, в связи с введением в действие части первой Кодекса был отменен.

По существу право налогового органа на применение расчетного метода, ранее предусмотренное названным Указом, теперь законодательно закреплено Кодексом.

Кодекс как основной законодательный акт, определяющий в соответствии со статьей 1 принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налоговых органов, и предоставляющий последним право определения суммы налогов расчетным путем, не должен и не может устанавливать методику такого исчисления.

Не случайно совместно разработанный и утвержденный ГНС РФ, Минфином РФ и ЦБ РФ Порядок продолжает действовать в настоящее время.

Не пересказывая содержание данного Порядка, уместно выделить положение о том, что выбор аналогичных предприятий осуществляется на основании таких критериев, как отраслевая принадлежность, конкретный вид деятельности, размер выручки, численность производственного персонала.

Конечно, налоговый орган вправе применить и другие критерии, которые, по его мнению, позволят правильно определить суммы налогов расчетным путем.

Поскольку облагаемая база по различным налогам не всегда идентична, не может существовать единого универсального расчетного метода так же, как и критерия выбора аналогичного предприятия.

Главное при определении аналогичных предприятий заключается в установлении при исчислении конкретного налога необходимого набора экономических показателей, обычных при осуществлении сходной хозяйственной деятельности. Такой подход, по моему мнению, вытекает из анализа положения абзаца второго пункта 10<*> статьи 40 НК РФ.

_____________
<*> При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты. (Прим. ред.)

ОБ ОБЯЗАННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ

Если налогоплательщик не согласен с методикой применения налоговым органом расчета суммы налогов, он вправе обратиться с соответствующим иском (заявлением) в арбитражный суд.

В случае, если налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, как указывалось выше, обязанность доказывания возлагается на налоговый орган .

Однако это не означает, что налогоплательщик не должен аргументировать свою позицию. Для правильного разрешения заявленного спора по существу суд уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, что стало возможно с введением в действие с 01.09.02 нового АПК РФ, с учетом позиций сторон может предложить последним выполнить определенные действия. А именно: представить дополнительные расчеты, документы, оценка которых впоследствии даже если и не приведет к сближению позиций сторон, но будет способствовать принятию в установленный процессуальный срок правильного судебного акта.

ОБ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ

При подготовке настоящей статьи мной была проанализирована сложившая в окружных арбитражных судах практика рассмотрения кассационных жалоб на решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

Однако, учитывая несхожесть рассматриваемых правовых ситуаций, вследствие отсутствия законодательного закрепления методики определения суммы налогов расчетным путем и чисто оценочных выводов суда об обоснованности применения его налоговым органом, полагаю излишним ссылаться на конкретные постановления судов кассационной инстанции.

Единственное, что прослеживается по результатам рассмотренных кассационных жалоб, это то, что почти в половине случаев суд не соглашается с методиками применения налоговым органом расчета суммы налогов .

Из сказанного следует вывод о необходимости разработки и принятия нового более детального порядка определения налоговыми органами суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках. Это должно быть сделано с учетом общих принципов налогообложения в Российской Федерации, установленных Кодексом.

______________

Copyright © «Арбитражная налоговая практика», 2003, № 1.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Индексы 81213 и 80214 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать).
Подписка в любом почтовом отделении.
Подписка в Интернете: www.nalogi.com.ru/Russia.html

Начать дискуссию

IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Лучшие спикеры, новый каждый день

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки
Новости ФНС

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2

Интересные материалы

Кадры

Среднее профессиональное образование в России предложили сделать бесплатным

Рабочую специальность в России должны получать бесплатно, считает Вячеслав Володин.