Законопроекты

Оправдана ли уголовная ответственность за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств

Уже несколько месяцев на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находится одиозный законопроект № 208784-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан инициативной группой депутатов и направлен на противодействие коррупции. Его суть сводится к введению жестких мер ответственности за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств. Почему Минфин России выступает против данного проекта, объясняет наш эксперт

Уже несколько месяцев на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находится одиозный законопроект № 208784-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан инициативной группой депутатов и направлен на противодействие коррупции. Его суть сводится к введению жестких мер ответственности за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств. Почему Минфин России выступает против данного проекта, объясняет наш эксперт.

Законопроект № 208784-6 активно обсуждается специалистами и руководителями учреждений госсектора. Какова основная суть этого спорного документа?

Аналогичный законопроект уже рассматривался Минфином. Он был подготовлен и внесен в Госдуму инициативной группой Самарской Губернской Думы и не нашел поддержку в Правительстве РФ.

Нынешним законопроектом № 208784-6 предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс РФ (а именно ст. 283 и 289), которые предусматривают определение понятия «нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств», дополнение этими понятиями перечня оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства и установление ответственности в связи с таким нарушением.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ новыми статьями, устанавливающими административную и уголовную ответственность для должностных и юридических лиц – получателей бюджетных средств (ПБС) и средств государственных внебюджетных фондов, допустивших нерезультативное (неэффективное) их использование.

Почему Минфин России не поддерживает данный законопроект?

Для этого есть ряд объективных оснований. Начнем с определения «нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств». Под ним законопроект подразумевает «действия ПБС, выразившиеся в недостижении заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных государственным (муниципальным) заданием, долгосрочной целевой программой либо иным правовым основанием, с использованием определенного бюджетом объема бюджетных средств, или в достижении заданных результатов (по объему и (или) качеству) с превышением объема бюджетных средств, достаточного для их достижения исходя из условий, существовавших в месте исполнения бюджетного обязательства в соответствующий период».

Предложенная интерпретация не согласуется с принципом эффективности, установленным ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ему при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Насколько правомочно наказывать учреждения за недостижение результатов, обозначенных в госзадании или госпрограмме?

Ведь существует ряд объективных факторов (например, снижение потребительского спроса), при которых они могут оказаться невыполненными. Кроме того, задание утверждает учредитель, а не учреждение…

Государственные (муниципальные) программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, содержат взаимоувязанные по задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятия органов госвласти и местного самоуправления в установленной сфере деятельности, а также инструменты государственной политики.

Государственое (муниципальное) задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждений.

Реализация программ и заданий подвержена социальным, финансово-экономическим и другим внешним и внутренним рискам. Оценка рисков и степени воздействия на них со стороны ответственных исполнителей, соисполнителей носит субъективный характер. Все возможные меры воздействия на риски могут не полностью устранить проявление негативных эффектов, вследствие которых программа или задание окажутся невыполненными.

В связи с этим и программы, и задания утверждаются распорядительными (ненормативными) актами высших органов исполнительной власти (местных администраций) и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3. КоАП ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, привлечение к уголовной или административной ответственности за недостижение заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных заданием, государственной программой, некорректно.

Кроме того, достижение заданных или наилучших результатов (по объему и (или) качеству), установленных заданием или программой, непосредственно связано не столько с осуществлением органами госвласти (местного самоуправления) и учреждениями закрепленных за ними бюджетных полномочий при составлении и исполнении бюджета, сколько с организацией и проведением их основной (отраслевой) деятельности. Однако предложенный законопроектом подход к определению нерезультативного (неэффективного) использования бюджетных средств предполагает только анализ исполнения бюджетных полномочий ПБС.

При этом недостижение заданных результатов в процессе исполнения бюджета может быть следствием недостаточного объема средств, предусмотренного в этих целях.

Таким образом, жесткие меры ответственности, регламентируемые законопроектом, вы не оправдываете?

Оценки эффективности бюджетных расходов, т. е. определение наилучшего результата и (или) наименьшего объема средств, используемого для его достижения, не подтверждены формализованными расчетными методами и в большинстве своем носят субъективный характер.

Из этого следует, что установление административной или уголовной ответственности за нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств приведет к существенному увеличению судебных споров в целях решения конфликтов по результатам контрольных мероприятий.

При этом в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 при оценке соблюдения принципа эффективности суды должны учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

Таким образом, расходная операция может быть признана неэффективным использованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный конт рольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В настоящее время недостаточно унифицированы подходы к формулированию услуг и формированию их исчерпывающего перечня, не установлены четкие критерии расчета нормативных затрат на оказание услуги и определения показателей качества (стандартов оказания услуг).

В этих условиях установление ответственности за нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств может привести к искусственному искажению размера нормативных затрат и занижению показателей объемов и качества услуг при формировании задания и (или) недостоверной отчетности о его выполнении.

Наличие такой ответственности будет являться негативным стимулом для перехода к формированию задания для казенных учреждений, в отношении которых его утверждение носит рекомендательный характер.

Кроме того, в соответствии с законопроектом условием, которое влечет административное взыскание, а также при наличии состава преступления, уголовное наказание, является недостижение заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных заданием, государственной (муниципальной) программой либо иным правовым основанием.

В соответствии со ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов на очередной финансовый год (и плановый период).

Ведомственная структура расходовбюджета в свою очередь включает только главных распорядителей бюджетных средств.

В рамках осуществления бюджетного процесса главные распорядители доводят бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до подведомственных ПБС. Таким образом, расходы бюджета на финансовое обеспечение деятельности ПБС могут идентифицироваться в структуре бюджета в увязке с осуществляемыми ими мероприятиями (услугами).

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидии на выполнение ими задания или иной целевой субсидии. При этом объем субсидии по суммовому показателю не увязан с конкретными мероприятиями (услугами) и результатами.

Таким образом, представляется сложной оценка размера неэффективно использованных средств. А значит, привлечение к ответственности за нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств должностных лиц учреждений - исполнителей заданий будет затруднено.

Можно ли утверждать, что принципы контроля, предусмотренные законопроектом, не соотносятся с действующим законодательством?

Из предложенного подхода к контролю за эффективным использованием бюджетных средств можно предположить, что все расходы бюджета, в т. ч. на выполненные мероприятия с достижением заданных для них результатов, имеют признаки состава нерезультативности (неэффективности), за которое предусматривается уголовная или административная ответственность. Поскольку определенный бюджетом объем средств может превышать тот, который по итогу окажется достаточным для выполнения мероприятия, в связи с благоприятным изменением условий в месте и во время исполнения бюджетного обязательства.

Соответственно, для подтверждения результативного (эффективного) использования уполномоченный контрольный орган по каждому направлению расходов бюджета должен будет определять объем бюджетных средств, достаточный для достижения результатов, исходя из условий, существовавших в период исполнения бюджетного обязательства, в целях его сопоставления с объемом средств, использованным ПБС.

Определение такого объема будет носить во многом субъективный характер.

Таким образом, законопроект содержит коррупциогенные факторы. В соответствии с Законом № 172-ФЗ1 к ним относятся положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

Что предлагает Минфин в противовес законопроекту?

В условиях переходного периода формирования бюджетов с применением программно-целевого метода и становления инструмента государственного (муниципального) задания предлагается внедрить систему аудита (контроля) эффективности.

В целях формирования рекомендаций по повышению эффективности расходов Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципалитетов будут проводить аудит эффективности использования бюджетных средств.

ГРБС обеспечит принятие мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля проконтролируют полноту и достоверность отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ и об исполнении заданий.

Станислав Бычков, начальник отдела анализа и развития государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Источник: журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги» №7/2013.

Начать дискуссию

Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Лучшие спикеры, новый каждый день

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Можно ли выдать за раз маленькую зарплату, как оплачивать переработку в командировке, на ГПД положен стандартный вычет. 3 важных разъяснения для бухгалтеров по зарплате

Собрали полезные разъяснения Роструда и Минфина по расчетам с работниками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Приобретение лицом из недружественного государства доли (акций) в российской компании (ООО или АО) в 2024 году

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии, если лицо из недружественного государства хочет стать участником (акционером) российской компании (ООО или АО). Какие требования предъявляются к данным сделкам (операциям).

Интересные материалы

Зарплата

Выделено финансирование на увеличенные выплаты педагогам

Правительство направит более 8 млрд рублей на увеличенные выплаты классным руководителям и кураторам.