Интервью

Елена Пивоварова: «Эффективное управление закупками — основа роста объемов производства»

Как в условиях наращивания объемов производства, которые демонстрируют российские предприятия, оптимизировать систему работы с поставщиками и обеспечить бизнес всем необходимым, рассказала эксперт по управлению финансами, член Международного Союза экономистов Елена Пивоварова.
Елена Пивоварова: «Эффективное управление закупками — основа роста объемов производства»
Иллюстрация: Елена Пивоварова

Промышленное производство в России показывает значительный рост. По итогам 2023 года положительную динамику по этому критерию показали почти 60% регионов России. В январе — феврале 2024 года он, по данным Росстата, вновь показал увеличениена 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Внешним стимулом для роста объемов выпускаемой продукции специалисты называют курс на импортозамещение на фоне введения западных санкций. Однако успешность решения этой задачи лежит и в сфере организации производства, где одну из ключевых ролей играет закупочная деятельность компании.

О том, какие типичные ошибки совершают специалисты, какие этапы важно проанализировать и как выстроить грамотный подход к формированию закупочной деятельности мы поговорили с финансовым аналитиком, членом Вольного экономического общества России, заместителем главного экономиста всероссийского детского центра «Орленок» Еленой Пивоваровой.

— Елена, на протяжении уже нескольких лет вы ведете исследования в сфере оптимизации затрат в малом и среднем бизнесе. Вы являетесь автором методики финансовых расчетов, которая позволяет увеличить скорость работы и объем обработки данных в процессе государственных и муниципальных закупок. Почему вы взялись за эту тему?

— Сейчас многие предприятия показывают высокий темп роста, и в такой ситуации закупочная деятельность будет играть все более и более важную роль. Увеличение заказов, объемов — это все нужно обеспечивать. Но, к сожалению, многие предприниматели пока недооценивают значение организации эффективных закупочных технологий.

Управление закупками — самая важная часть материально-технического обеспечения, фактически сердце, главная мышца, которая дает организации все необходимое — сырье, инвентарь, услуги.

Я часто вижу устаревшие подходы к планированию, организации процесса формирования и отслеживания закупок, отсутствие закупочных стратегий и регламентов, недостаток мотивации и нужной компетенции у сотрудников, разграничения ответственности между подразделениями. Если предприятие поставило своей целью динамичный рост — первое, что стоит сделать — оптимизировать закупки.

— У вас есть практический опыт работы в этой сфере. В 2020 году вы  были назначены на должность специалиста экономического отдела по закупкам крупнейшего в стране детского центра и спустя три года в авторитетном издании «Экономика и жизнь»  опубликовали вашу работу «Оптимизация финансовых расчетов в сфере закупок». Как в  исследовании вам пригодился ваш опыт и какие аспекты вы анализировали для разработки своей методики?

— Получив место в отделе закупок я смогла на своем опыте досконально изучить, как работает структура закупок, из каких звеньев она состоит и выстроить систему ее оптимизации.

Конечно, у разных предприятий система будет работать чуть иначе — другой масштаб, другие товары, но формально закупочный процесс можно поделить на несколько этапов, и они составляют вполне универсальную модель, подходящую для любого бизнеса.

Ведь всем прежде всего нужно знать, что именно необходимо купить, каким требования должен соответствовать товар, сырье или услуга. С этого и нужно начинать. Далее идет поиск поставщиков, размещение заказа, контроль, оформление документов.

Так вот чтобы эффективно оптимизировать процесс закупок, нужно, чтобы каждый этап проходил максимально четко и быстро. Чтобы каждый специалист на своем этапе работы знал, что делать, на какие вопросы искать ответ, и не совершал ненужных ошибок.

И этого достаточно просто добиться, регламентируя закупочные бизнес-процессы, работу с запасами и с поставщиками. Когда у сотрудника любого отдела есть пошаговое руководство, работать вместе на единый результат гораздо проще. И важно эти регламенты периодически перенастраивать, чтобы соответствовать изменениям и в самой компании и в окружающей действительности.

К сожалению, иногда встречаются регламентированные процессы, но они в этом виде уже десятилетия. Это не оптимизация, а наоборот. 

— Ваша методика позволяет существенно экономить время, особенно если речь идет о закупках на крупных предприятиях. Что вы предлагаете специалистам, чтобы они  выполняли задачи оперативнее?

 — Я разработала таблицы с формулами, с помощью которых достаточно быстро можно собрать нужную информацию.

К примеру, произвести расчет начальной цены контракта. Это один из важных критериев при определении поставщика. Чтобы не тратить время на ручной просчет по каждой позиции, достаточно ввести цены поставщика и она сама автоматически выдаст результат. Еще одна вспомогательная таблица разработана мной для удобства сбора данных и автоматизированного свода итоговых данных по финансовым годам закупок, по статьям, по кодам видов расходов.

Эти таблицы можно подстроить под себя и свои потребности. Но они в любом случае помогут собрать данные быстрее. Крайне важно автоматизация процессов там, где это возможно.

Когда бизнес уже вышел на какую-то высоту, обязательно нужно оптимизировать и процесс закупок, тогда получится выйти на новый уровень. И для этого не нужны серьезные финансовые траты. Нужны перемены.

— Вы регулярно публикуете свои научные работы в профильных журналах. Одна из ваших статей в конце 2023 года была удостоена 1 места в международном конкурсе «Профессиональное управление». В своих исследованиях вы описываете оптимизацию финансовой деятельности в разных сферах — авиаперевозках, гостиничном бизнесе, бьюти-индустрии. Какие особенности есть в работе специалистов отдела закупок? 

— Здесь высочайшая степень ответственности и требования к специалистам. Помимо хорошей базы знаний, нужно обладать определенными личными качествами — быть коммуникабельным, пунктуальным, стрессоустойчивым, уметь быстро принимать решения. Потому что в сфере закупок необходимо работать с очень большим объемом данных.

И это не просто массив цифр — это общение с поставщиками, со всеми структурами внутри предприятия: логистами, складами, бухгалтерией, производством. Это поиск партнеров, мониторинг цен, переговоры, работа с документами и электронными таблицами.

Столь сложную систему крайне важно грамотно выстроить, иначе поддержание ее функционирования потребует очень много сил. При этом будут расти риски что-то упустить или что-то не просчитать.

Очень важно, чтобы закупки велись грамотными специалистами с хорошей мотивацией. Нужно активное взаимодействие между подразделениями, согласованность действий и разделение ответственности. Важно участие руководства и понимание им важности оперативных действий с его стороны. 

— Елена, недавно вы вошли в Международный Экономический союз. Это дает вам возможность оперативно получать информацию обо всех нововведениях в сфере экономических и бизнес процессов. Чтобы вы посоветовали руководителям, чтобы максимально эффективно использовать открывающиеся возможности в связи с глобальными изменениями на рынке. 

— Сейчас поиск возможностей для роста и структурно–технологической перестройки экономики России — одна из главных тем в повестке профессиональных дискуссий.

Лучшее, что могут делать руководители — быть открытыми для новых возможностей.

Нужно регулярно анализировать ситуацию, искать новые решения, внедрять современные информационные технологии. Важно не забывать о постоянном мониторинге рынка и анализе его изменений, чтобы оперативно реагировать на новые требования и возможности. Специалисты должны обладать навыками работы с цифровыми инструментами и в это нужно вкладывать ресурсы.

Современный мир требует большой мобильности и скоростей. Поэтому оптимизация бизнес процессов и закупочных, в том числе — главный ключ к успеху. 

Начать дискуссию

46% работодателей согласны участвовать в финансировании пенсионных накоплений сотрудников

Пока что для компаний, готовых софинансировать участие своих сотрудников в программе долгосрочных сбережений, нет налоговых льгот, но они могут появиться.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На «Клерке» новый инструмент «Калькулятор расчета дней между датами»!

Инструмент «Калькулятор расчета дней между датами» помогает определить точное количество рабочих и календарных дней, а также рабочих часов с учетом выходных и праздников.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 4

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен обязательствам.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 4
3
Лучшие спикеры, новый каждый день

Право на обращение в арбитражный суд. Кто может воспользоваться

В нашей жизни и работе случаются разные моменты , бывают очень спорные и тогда нам необходимо обратится в суд.

Госдума защитит производителей продуктов от штрафов за недопоставку

В договорах с поставщиками торговые сети не согласовывают с поставщиками условия поставок продукции, а если условия не выполняются, производителей штрафуют за недопоставку товаров. Это собираются изменить.

Зарплата

Работники возмущаются, что аванс за май слишком маленький

Люди начали получать аванс за май и пошли возмущения – почему так мало?

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Самозанятые и ГПХ — как оформить частного подрядчика

Разбираем, в чем особенности привлечения самозанятых и исполнителей по договорам ГПХ, в чем риски такого сотрудничества.

Самозанятые и ГПХ — как оформить частного подрядчика
1

Инвесторы рискуют не успеть переоформить акции «Яндекса»

До 31 мая держатели акций иностранной компании Yandex N.V. могут подать заявки для обмена их на бумаги российского «Яндекса». Если этого не сделать, инвесторы потеряют свои вложения.

​Однодневки и доначисление НДФЛ: а такое бывает?

Как мы уже не раз писали, желание налоговых органов пополнить бюджет заставляет их искать все новые схемы экономии на разных видах налогов. Это значит, что, фактически, ни один показатель налоговой отчетности бизнеса не может считаться абсолютно достоверным и безопасным.

1

❗ На сдачу ЕФС-1 по договорам ГПХ хотят дать больше времени

Сейчас бухгалтеры сдают подраздел 1.1 формы ЕФС-1 на договорников на следующий день после заключения или прекращения договора ГПХ. Этот срок хотят увеличить, чтобы было меньше штрафов за опоздание.

💥Обзор новостей: день кадровика, рабочую пятницу для женщин могут сократить, Wildberries передадут наемному менеджеру

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить за 3 690 рублей, утром в понедельник они подорожают!

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УК РФ

За вовлечение детей в преступления будут карать строже

Сегодня Совет Федерации одобрил изменения в УК, которые уточняют уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

☀️😎 Лето ближе ― цены ниже! До понедельника еще ниже суперцены на топовые курсы «Клерка»

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить за 3 690 рублей, утром в понедельник они подорожают!

Массового перехода на ИИС-3 не наблюдается

Инвесторы с осторожностью переходят на ИИС-3: за первый квартал 2024 года они открыли порядка 138 тысяч таких счетов.

Новости про проверки. И новая подборка

Не знал, как осветить эту тему, так как на целую публикацию она не тянула, а промолчать тоже не хотелось. Недавно появилась информация, что сети кафе «АндерСон» доначислили около полумиллиарда рублей недоимки, штрафов и пени.

Как дистанционно подписать документы с клиентом-физлицом: возможные варианты

Современному бизнесу расстояния — не помеха. Можно легко масштабироваться и выйти на совершенно другой уровень дохода, если не ограничивать себя одним регионом, одной аудиторией и расширять партнерские связи. 

Как дистанционно подписать документы с клиентом-физлицом: возможные варианты

ФАС указала МТС на необоснованное повышение цен на связь

Оператор МТС поднял цены на связь для 30 млн абонентов — им приходится платить на 8% больше.

Готовимся к чипированию, или IPO ГК Элемент

Пока Илон Маск чипирует людей, группа компаний Элемент решила чипировать сразу биржу. Крупнейший российский производитель микроэлектроники объявил цены и даты. Торги начнутся 30 мая под тикером ELMT, а подать заявку на чипирование можно до 28 мая. Диапазон размещения от 223,6 до 248,4 рублей за лот, включающий 1000 акций. Ну что, участвуем?

Готовимся к чипированию, или IPO ГК Элемент

Интересные материалы

Введено особое правило включения в реестр МСП в новых регионах

Совет Федерации одобрил особенности отнесения хозяйствующих субъектов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области к малому и среднему предпринимательству и их включения в единый реестр МСП.