Как отразить в бухгалтерском и налоговом учетах замену вентиляции в арендованном помещении

Расскажем про систему вентиляции в арендованном помещении и порядок списания на затраты.
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учетах замену вентиляции в арендованном помещении
Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

Вопрос

Организация (АО на ОСНО, применяет ПБУ 18/02) арендует нежилое помещение под производственные цели. Для собственных нужд организация решила установить систему вентиляции, так как существующая вентиляция организацию не устраивает.

Сумма сметы на монтаж новой системы составила 532 000 рублей. Расходы включают стоимость оборудования исполнителя и работы по демонтажу, монтажу.

Как учесть расходы на монтаж системы вентиляции в бухгалтерском и налоговом учете?

Мнение эксперта

На вопрос ответила Елена Титова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов.

Замена системы вентиляции относится к неотделимым улучшениям.

Учитывая, что неотделимые улучшения осуществлены с согласия арендодателя, но затраты им не возмещаются, в течение срока договора аренды стоимость этих улучшений как в бухгалтерском, так и в налоговом учете погашается путем начисления амортизации арендатором.

При определении срока полезного использования для целей налогового учета организация должна в обязательном порядке руководствоваться Классификацией, для целей бухгалтерского учета установление такого срока осуществляется исходя из ожидаемого периода эксплуатации неотделимых улучшений.

Обоснование позиции

В течение срока аренды арендатор может производить улучшения арендованного имущества. Все улучшения арендованного имущества подразделяют на отделимые и неотделимые.

В ст. 623 ГК неотделимыми улучшениями названы такие улучшения, которые не могут быть отделены без вреда для имущества.

Так, например, в постановлении ФАС Центрального округа от 07.04.2011 № Ф10-1189/11 суд указал, что систему кондиционирования и вентиляции, кабельную систему возможно использовать по общему назначению совместно с арендуемым помещением, данное имущество является составной частью сложной вещи (ст. 134 ГК), и демонтаж этого имущества может нанести существенный ущерб помещению и необходимость проведения ремонтных работ. Поэтому все эти вещи являются неотделимыми улучшениями.

Отметим также, что в любом случае квалификация проводимых работ в качестве работ капитального характера (реконструкция, модернизация, техперевооружение или капитальный ремонт) либо не относящихся к таковым (текущий ремонт) относится к компетенции уполномоченных должностных лиц организации, которые обладают полной информацией в целях вынесения профессионального суждения по данному вопросу.

В связи с этим полагаем, что с целью квалификации осуществляемых работ в организации должна быть создана комиссия с включением в нее представителей арендодателя и подрядчика.

Допускаем, что предметом договора в рассматриваемой ситуации может быть указан ремонт, но если речь идет о полной замене системы вентиляции, то корректнее, на наш взгляд, указать, что предметом договора, к примеру, является выполнение работ по замене системы вентиляции в связи с переоборудованием помещений в производственные и т. п.

До начала выполнения работ важно получить письменное согласие арендодателя с указанием порядка определения и возмещения расходов. При отсутствии такого согласия стоимость произведенных неотделимых улучшений не учитывается в целях налогообложения, и улучшения не подлежат амортизации (п. 1 ст. 256 НК).

Начисление амортизации

Налоговый учет

Минфин в письме от 23.05.2022 N 03-03-06/1/47515 подчеркнул, что амортизируются только неотделимые улучшения, которые носят капитальный характер, т. е. связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества.

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации замена системы вентиляции относится к неотделимым улучшениям.

Если неотделимые капитальные улучшения осуществлены с согласия арендодателя, но затраты им не возмещаются, то в течение срока договора аренды стоимость этих улучшений погашается путем начисления амортизации арендатором (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 258 НК).

Начислять амортизацию нужно с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода неотделимых улучшений в эксплуатацию (пп. 3, 4 ст. 259.1, пп. 6, 7 ст. 259.2 НК).

Норма амортизации неотделимых улучшений у арендатора рассчитывается исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1:

  • или для самих капитальных вложений (п. 1 ст. 258 НК, письма Минфина от 05.04.2017 № 03-03-06/1/20242, от 21.01.2010 № 03-03-06/2/7). При этом если Классификацией для конкретных капитальных вложений срок полезного использования не установлен, следует учитывать положение п. 6 ст. 258 НК, согласно которому для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (письма Минфина от 30.12.2016 N 03-03-06/1/79707, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/638);
  • или для объекта аренды.

Амортизация начисляется только в течение срока действия договора аренды (шестой абзац п. 1 ст. 258 НК). После окончания договора аренды начисление амортизации прекращается, вне зависимости от суммы расходов на капвложения.

Недоамортизированная часть стоимости улучшений не учитывается в целях налогообложения (п. 16 ст. 270 НК, письма Минфина от 20.08.2018 № 03-03-07/58751, от 07.12.2017 № 03-03-06/2/81480). Однако в случае пролонгации договора аренды начисление амортизации можно продолжить (письма Минфина от 31.07.2018 N 03-03-06/1/63831, от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75487).

Кроме того, по мнению Минфина, выраженному в письмах от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75487, от 11.08.2017 № 03-03-06/1/51578, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается заключенным на неопределенный срок, а арендатор продолжает начислять амортизацию по капитальным вложениям в арендованное имущество до тех пор, пока одна из сторон не объявит о расторжении договора аренды.

Бухгалтерский учет

Федеральные стандарты по учету ОС и аренды не устанавливают порядка учета неотделимых улучшений арендованного основного средства.

По нашему мнению, учет неотделимых улучшений арендованного имущества зависит от момента осуществления затрат.

В случае, когда работы по улучшению арендованного основного средства осуществлены во время использования предмета аренды, то, по нашему мнению, такие улучшения можно рассматривать в качестве самостоятельных основных средств.

Кроме того, п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н), указывает, что капитальные вложения (неотделимые улучшения) в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств.

В отличие от налогового учета, срок полезного использования, устанавливаемый в отношении основных средств в бухгалтерском учете, определяется исходя, в частности, из ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта (подп. «а» п. 9 ФСБУ 6/2020).

Учитывая, что срок действия договора аренды устанавливается как 11 месяцев, но при этом на протяжении длительного времени происходит фактически пролонгация договора (несмотря на то, что организация каждый раз заключает новый договор аренды), руководствуясь профессиональным суждением, полагаем, что устанавливать в рассматриваемой ситуации срок полезного использования в бухгалтерском учете исходя именно из срока действия договора аренды (11 месяцев), некорректно.

По нашему мнению, установление срока полезного использования в бухгалтерском учете должно определяться, к примеру, из ожидаемого периода эксплуатации, а также исходя из намерений руководства в отношении использования объекта.

При этом допускается ситуация, когда и в налоговом, и в бухгалтерском учете будет установлен один и тот же срок полезного использования в отношении объекта.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру