Кассовые операции

О новом порядке ведения кассовых операций

1 июня вступило в силу Указание Банка России N 3210-У, утвердившее новый порядок ведения кассовых операций. Что он нам принес?

1 июня вступило в силу Указание Банка России N 3210-У, утвердившее новый порядок ведения кассовых операций. Что он нам принес?

У предпринимателей праздник - теперь они вправе не устанавливать лимит остатка наличных, могут не вести кассовую книгу и, соответственно, не выписывать приходники с расходниками. Условие одно - вести учет доходов, расходов либо физических показателей для целей налогообложения. Это, конечно, делают все предприниматели в силу НК.

И их можно только поздравить - здравый смысл восторжествовал. Скажем, выписывание предпринимателем самому себе РКО на часть денег, изымаемых из кассы для личных нужд, выглядело престранно. Я уже молчу об абсурдности требования в полном объеме вести кассовые операции в каком-нибудь ларьке с шаурмой. Смех смехом, а ведь штрафовали ИП на 4000-5000 рублей по части 1 статьи 15.1 КоАП за нарушение этой обязанности, что называется, только в путь! Загляните, например, в Постановление 13 ААС N А26-7286/2013.

Есть хорошие новости и для малых предприятий - с 1 июня им разрешили не устанавливать лимит кассы. То есть они вправе накапливать любые суммы наличности, если, конечно, не боятся хищений. Только не забудьте отменить старый приказ об утверждении лимита. Иначе будет считаться, что он действует, и ИФНС сможет опираться на него, пытаясь оштрафовать вас за "сверхлимит".

Для остальных фирм порядок расчета лимита тот же. Если есть наличная выручка, применяем одну формулу из приложения к Указанию N 3210-У. Когда выручки нет, а есть только "наличные" расходы - другую. Формулы совершенно такие же, как в старом Положении N 373-П. Для обособленных подразделений (ОП) считаем лимит отдельно. Если ОП само сдает деньги в банк, у него отдельный лимит. Если нет, лимит ОП - составная часть общего лимита фирмы. Затем утверждаем лимит (или лимиты) приказом директора и храним его копии во всех подразделениях, имеющих дело с наличными.

Кстати об ОП. Банк России окончательно закрепил обязательность иметь отдельную кассовую книгу в каждом подразделении, выдающем или принимающем наличные деньги. Для этого достаточно создать там хотя бы одно рабочее место. Из старого порядка это напрямую не вытекало, и все держалось на дополнительных разъяснениях ЦБ. С 1 июня все разночтения уходят - есть ОП, есть наличность в нем, должна быть и своя кассовая книга. Разумеется вместе с выпиской ПКО и РКО. Нарушение этого требования, как и раньше, обойдется компании в 40 000-50 000 рублей штрафа по части 1 статьи 15.1 КоАП. В обоснование своих слов сошлюсь на Постановление 15 ААС N 15АП-4779/2014.

В Указании N 3210-У написано, что ОП, ведущие кассовые операции, теперь представляют копию листа своей кассовой книги в головное подразделение (ГП) в срок, установленный последним с учетом, цитирую, "срока составления юридическим лицом бухгалтерской... отчетности". То есть кажется, что делать это можно хоть вообще раз в год, если организация не формирует квартальную отчетность.

В принципе, для ОП, сдающих деньги напрямую на расчетный счет, а также для малых предприятий, которые теперь могут жить без лимита кассы, так и есть: когда хотите, тогда и передавайте. Но для порядка лучше побыстрее.

Если предприятие не малое и ОП деньги на банковский счет не сдает, передавать копию листа или хотя бы сообщать об остатке в кассе ОП нужно как можно скорее. Иначе организация может превысить кассовый лимит. Ведь для таких ОП лимит по-прежнему устанавливается единый, на организацию целиком, включая все подобные ОП. Например, лимит кассы - 100 000 рублей. Остаток денег на конец дня в ГП - 80 000 рублей, в ОП - 30 000. Если в ГП не узнают о полученной в ОП сумме и не сдадут лишнее в банк, налицо превышение лимита на 10 000 рублей.

Следующее заметное отличие нового порядка от старого: руководитель может больше не подписывать РКО. Достаточно подписи главбуха или уполномоченного бухгалтера и "автографа" кассира. Правда, в одном случае росчерк директора все же понадобится - речь о заявлении работника, просящего деньги под отчет. В таком случае расходник, как и до 1 июня, оформляется на основании этого заявления, завизированного руководителем.

В продолжение темы подписей. Электронная революция добралась и до кассы. В Указании N 3210-У закреплено право организации вести кассовую документацию только на компьютере при условии, что у лиц, ответственных за это, есть электронные подписи. Разумеется, полноценно это право можно реализовать только в отношении кассовой книги и книги учета принятых и выданных денежных средств, которая ведется, если у фирмы несколько кассиров, один из которых - старший. Выписать лишь виртуально, например, РКО вряд ли получится, ведь там, помимо "кассовых" работников компании, должны расписаться те, кто получает деньги. Сомнительно, что все эти люди обзавелись электронными "автографами".

Если же возможности вести кассовую документацию только на компьютере у фирмы нет либо она в принципе не хочет связываться с этим, организация по-прежнему должна распечатывать все документы.

В остальном, коллеги, порядок ведения кассовых операций особо не изменился.

Попутно Указанием N 3073-У, которое также вступило в силу 1 июня, Банк России освежил перечень целей, на которые можно расходовать наличную выручку.

Самое главное изменение - отныне оплатить аренду недвижимости наличными можно, только если предварительно деньги получены в кассу с банковского счета. Ранее такого ограничения не было и проверяющие за оплату аренды из наличной выручки не преследовали.

Аналогично с займами - выдавать, возвращать их или уплачивать проценты по ним с 1 июня разрешается лишь строго за счет денег, снятых с банковского счета. До Указания N 3073-У это можно было сделать, например, из средств, полученных в качестве финансовой помощи от участника организации или возвращенных в кассу подотчетником.

Далее. До 1 июня среди разрешенных целей расходования наличной выручки числились командировочные затраты, теперь же говорится о выдаче денег под отчет в общем смысле. На практике, конечно, и до поправок деньги выдавались под отчет на любые хознужды, а не только командировки. В то же время формулировка Указания N 1843-У позволяла возмещать из наличной выручки командировочные расходы и тогда, когда работник оплатил их за свой счет, например, потому, что выданных перед поездкой денег не хватило. С 1 июня эта возможность под вопросом.

И последнее по новому Указанию N 3073-У. Оно разрешило предпринимателю брать деньги из наличной выручки на свои нужды, не связанные с коммерческой деятельностью. Конечно, многие ИП так поступали и раньше, но напрямую это не допускали ни прежний порядок ведения кассовых операций, ни Указание N 1843-У. С 1 июня, как видим, кассовая нормативка в этой части просто приведена в соответствие с жизнью.

А вот "наличный" лимит расчетов между организациями, ИП, организациями и ИП не изменится - 100 000 рублей по одному договору. Разве что банкиры прямо в Указании N 3073-У уточнили: лимит применяется независимо от того, когда стороны рассчитываются таким образом - в период действия договора или после его окончания, но во исполнение условий документа. В общем-то, так было и до поправок в силу пункта 2 Официальных разъяснений Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга.Конференцзал" 2014, № 03

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Принят закон о введении свободной экономической зоны в трех областях России

Режим свободной экономической зоны (СЭЗ) будет введен на приграничных с новыми регионами территориях.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️ Итоги дня: в Химках чиновники «исчезли» за зеркальным забором, нелегальный интернет-рынок алкоголя вырос на 60%, акции «Газпрома» упали до минимума

Подготовили обзор главных событий дня — 11 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Доходы от чужого ПО иногда можно учесть для налоговых льгот IT-компании

Чтобы применять ставку налога на прибыль 0%, IT-компания должна выполнять условие о профильных доходах не ниже 70%.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Налоговый контроль: когда самому не отбиться

Налоговики в погоне за доначислениями нередко компенсируют недостаток доказательств прямым нарушениями закона. Расчет прост: тот, кто знает за собой какие-то «грехи», промолчит, а невиновный не захочет и связываться. Но такого рода смирение может вылиться в миллионные начисления и гибель бизнеса. Рассказываем, когда молчать точно не нужно.

Налоговый контроль: когда самому не отбиться

Когда налоговая оптимизация станет дроблением и вызовет вопросы ФНС

Налоговая обратит внимание на компанию, у которой выручка растет быстрее, чем налоговые обязательства.

Интервью Максиму Ильяхову о контенте и образовании для бухгалтеров

Дал интервью Максиму Ильяхову. Да-да, тому самому редактору всея интернета, автору «Пиши, сокращай», первому главреду Т—Ж, и прочая, и прочая. Главная мысль: нужно сделать профессию бухгалтера такой же модной, как профессия айтишника.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сервисы для работы с самозанятыми: обзор лучших платформ в 2024 году

В нашем обзоре мы собрали сервисы, которые помогают бизнесу и самозанятым решать все задачи – поиск исполнителей, расчеты, обмен документами, проверка партнеров и т. д. Кроме того, многие из таких площадок работают с обычными физиками и ИП. Так что можно закрыть вопросы сотрудничества с любыми исполнителями.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Пенсии

За детей хотят давать больше пенсионных баллов: таблица

Сейчас начисляют пенсионные баллы за отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. Предлагают начислять до 3 лет.

ЭДО

Кейс. Подключение ГК «Градиент» к сервису Айтиком.Доверенности 

Как удалось упростить и ускорить бизнес-процессы в компании «Градиент» за счет автоматизации работы с машиночитаемыми доверенностями.

Кейс. Подключение ГК «Градиент» к сервису Айтиком.Доверенности 

Многодетным семьям в Санкт-Петербурге будут платить маткапитал на каждого новорожденного

Теперь право на региональный материнский капитал у многодетных семей будет при рождении или усыновлении третьего ребенка, а также последующих детей.

⚡️ Внимание: «Клерк» запускает серию вебинаров по налоговой реформе 2025!

Уже с 2025 года все изменится, и половина НК будет переписана. Поэтому важно уже сейчас понять, какими будут новые правила игры и как организовать свою работу.

Что такое комплексное обслуживание 1С по SLA и зачем оно нужно бизнесу

Использование информационных технологий и стабильность работы программных продуктов, таких как 1С, — критические факторы успеха современного бизнеса. Перебои в работе ПО грозят потерей данных, снижением производительности и упущенной прибылью. Комплексное обслуживание на основе SLA — способ сделать работу 1С непрерывной и эффективной.

Что такое комплексное обслуживание 1С по SLA и зачем оно нужно бизнесу
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Депутат Госдумы Милонов предложил сажать в тюрьму доступных девушек, которые приезжают на ПМЭФ

Милонов высказал недовольство слишком толерантным отношением к проституции в России и считает, что она должна быть наказуема. Он предложил отправлять этих девушек на пару лет в колонию-поселение, а затем на ферму, где они смогут использовать свои навыки доярок.

Госдума в приоритетном порядке готовится к индексации выплат работающим пенсионерам

Индексация пенсий начнется с 1 февраля 2025 года. Законодатели оперативно готовят нормативные документы для этого.

Маткапиталом нельзя оплатить обучение своего ребенка в своей школе

В общем случае обучение ребенка можно оплатить материнским капиталом.

Общество

Оформление шенгенской визы подорожало на 12%

Рост цен на услуги визовых центров не повлиял на спрос среди туристов в отношении шенгенской визы. Теперь стоимость консульского сбора составляет 90 евро.

👔 Налоговая амнистия не затронет уголовные дела. Потому что купирует уголовные риски на будущее, объясняет адвокат

Если в отношении бизнеса уже открыто уголовное дело или административное производство, то такие предприниматели не получат налоговую амнистию.

2

Стало известно, как власти будут развивать маркировку товаров

Минпромторг обозначил планы развития системы маркировки.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Кадры

Юридические профессии могут объединить в рамках адвокатуры

На ПМЭФ-2024 была проведена отдельная сессия, посвященная этому вопросу, в ходе которой нашел свое подтверждение вывод о необходимости объединения юридической профессии в рамках института адвокатуры.

Интересные материалы

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Попали в черный список банка, что делать? Мини-курс

Какие действия предпринять, если компания попала в черный список банка, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Попали в черный список банка, что делать? Мини-курс