УСН

Упрощенка – как выгодная схема оптимизации зарплатных налогов

Единый социальный налог – становится все более значимым для легализации налогом для многих предпринимательских структур. Однако налоговая нагрузка в 89 рублей с каждых 100 рублей выплачиваемых работнику делает желание легализовать зарплатные выплаты невыполнимыми. Однако альтернативой «конвертным» выплатам заработной платы для некоторых предприятий вполне может стать использование возможностей упрощенной системы налогообложения.
А.Николаев к.ю.н., налоговый адвокат, партнер консалтинговой группы «Экон-Профи»

Единый социальный налог – становится все более значимым для легализации налогом для многих предпринимательских структур. Однако налоговая нагрузка в 89 рублей с каждых 100 рублей выплачиваемых работнику делает желание легализовать зарплатные выплаты невыполнимыми.

Однако альтернативой «конвертным» выплатам заработной платы для некоторых предприятий вполне может стать использование возможностей упрощенной системы налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты (в том числе) единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В тоже самое время организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что вместо 35,6% ЕСН они платят лишь тариф страхового взноса в размере 14% от начисленной заработной платы [1] .

Более того, согласно п. 3 ст. 34621 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Таким образом, упрощенная система позволяет при использовании в качестве объекта налогообложения дохода при правильной финансовом и налоговом планировании снизить налоговое бремя вместо 6% до 3% с оборота.

Этим обстоятельством могут воспользоваться не только крупные предприятия, но и компании среднего бизнеса.

Например, компания А со штатной численностью 150 человек имеющая разветвленную структуру отделов (службы маркетинга, рекламы, департаменты финансов, учетно-аналитические отделы и т.д.) по 20-40 человек каждый создает отдельную фирму (компанию Б) на упрощенной системе налогообложения (см. Пример № 2), куда переводит большую часть своего персонала – до 100 человек. Отношения между Компанией А и Компанией Б регулируются договором возмездного оказания услуг.

Безусловно такая схема требует финансовых (расходы на создание) и кадровых затрат (бухгалтерское сопровождение) на содержание. Однако экономический эффект от использования такого рода схем окупает эти издержки. Думается, что такие схемы в первую очередь будут интересны акционерным обществам, которые при их применении одновременно решают задачу сохранения ведения бизнес-процесса и легального уменьшения зарплатных налогов, что повлечет увеличение прибыли самой Компании и соответственно отразится на увеличении сумм дивидендов акционеров.

Для большей наглядности изложим эти данные в виде таблиц финансового состояния до разделения (схема № 1) и после разделения (схема № 2).

Расчет общей налоговой нагрузки Компании «А» до разделения

Компания А(общая система налогообложения)
1.1. Количество сотрудников 150 человек
1.2. Выручка за месяц + получ. НДС 150.000$ + 30.000$
Расходы
2.1. Аренда помещения + упл. НДС 10.000$ + 2.000$
2.2. Иные расходы + упл. НДС 5.000$ + 1.000$
2.3. Зарплата сотрудников 60.000$
Налоговое бремя
3.1. Зарплатные налоги 21.360$ (60.000*35,6%)
3.2. Потеря НДС (НДС к уплате в бюджет) 27.000$
3.3. налог на прибыль 12.873$ (53.640*24%)
3.4. Общая налоговая нагрузка 61.233$
Чистая прибыль 40.767$

Расчет общей налоговой нагрузки после разделения на Компанию «А» и Компанию «Б»

Компания А(общая система) Компания Б(упрощенная система) Итогопо обеим компаниям
1.1. Количество сотрудников 50 человек 100 человек 150 чел.
1.2. Выручка за месяц + получ. НДС 150.000$ + 30.000$ 100.000$ (получ. НДС=0) Общая выручка – 150.000$НДС получ. = 30.000$
2. Ежемесячные расходы на осуществление бизнеса:
2.1. Аренда помещения + упл. НДС 3.000$ + 600$ 7.000$ + 1.400$ 10.000$ + 2.000$
2.2. Иные расходы + упл. НДС 1.800$ + 360$ 3.200$ + 640$ 5.000$ + 1.000$
2.3. Зарплата сотрудников 20.000$ 40.000$ 60.000$
2.4.Оплата услуг компании Б+ упл. НДС 100.000$ (НДС=0) - -
3. Расчет налоговой нагрузки (без учета подоходного налога):
3.1. Зарплатные налоги 7.120$ (20.000$ * 35,6%) 5.600$ (40.000$ * 14%) 12.720$
3.2. Потеря НДС (НДС подлежащий уплате) 29.040$ 2.040$ [2] 31.080$
3.3. Налог на прибыль 4.339$ (18.080*24%) 0 4.339$
3.4. Налог с оборота 6% 0 6.000 (100.000$ * 6%) 6.000$
3.5. Вычеты уменьшающие сумму налога (п. 3.4.) 0 - 5.600 $ (но не менее 3% с оборота = 3.000$) - 3.000$
3.6. Общая налоговая нагрузка 40.499$ 10.640$ 51.139$
Чистая прибыль 13.741$ 39.160$ 52.901$

Теперь сравним показатели финансово-экономической деятельности компании до разделения и после.

Деятельность до разделения Деятельность после разделения
Общая налоговая нагрузка 61.233$ 51.139$
Чистая прибыль 40.767$ 52.901$

Нельзя не отметить ряд условий, которые необходимо учесть при использовании подобного рода схем.

Во-первых, во избежание любимой налоговыми органами темы взаимозависимости желательно, чтобы Компанию Б учредило физическое лицо, не имеющее отношение к управлению Компании А.

Во-вторых, для сохранения бизнес процесса персонал Компании Б должен быть размещен в том же месте, где и персонал Компании А, то есть в одном здании. Это момент в принципе могущий вызвать вопросы у контролирующих органов, но вовсе не являющийся бесспорным фактом, свидетельствующим о существовании некой схемы оптимизации. В конце концов, практике известны случаи, когда большие коллективы уходили из крупных компаний, создавали собственную и в дальнейшем среди прочих клиентов обслуживали, в том числе, и свою недавнюю alma mater.

В-третьих, сумма «теряемого» НДС образует практически 60% совокупного налогового бремени компании А и компании Б. Однако такую сумму можно уменьшить путем обременения НДС-ными расходами компании А, у которой они будут уменьшать сумму НДС, полученную от покупателей. Например, аренду Компания А будет оплачивать с наценкой в 10%, а компания Б со скидкой в 10%. В итоге арендодатель получит ту же самую сумму, какую он бы получил как если бы таких скидок-наценок не было, а компании А и Б оптимизируют издержки по уплате в бюджет сумм НДС.

Начать дискуссию

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий
Лучшие спикеры, новый каждый день

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.

Покайся-сознайся. Новый механизм амнистии бизнеса за дробление

Аппарат бизнес-омбудсмена предложил механизм проведения амнистии бизнеса за дробление.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

3

С серой зарплатой будут бороться комиссии

Как бы ни старалось государство снизить административную нагрузку и сделать незаметным для бизнеса необходимый для обеспечения безопасности контроль (для этого даже фразу придумали «регуляторная гильотина»), избежать комиссий не удаётся.

3

Криминальный электромобиль из Тольятти, а также крышесносная ИИ-ассистентка от OpenAI

Все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: Яндекс стал на две трети российским, банк Юникредит подготовили к ощипыванию, Ревущий котенок вернул мемность в акции, исход ИИ-безопасников из OpenAI, а также приговор разработчику Open Source кода для крипто-миксера Tornado Cash.

Минфин хочет, чтобы аудиторы страховали свою ответственность перед клиентами

Пока что аудиторские компании не обязаны страховать свою ответственность, они могут делать отчисления в компенсационный фонд СРО или обращаться добровольно за страховкой.

Интересные материалы

КЭП, ПЭП и НЭП: как бизнесу подписывать документы различными видами электронной подписи

Электронный документооборот (ЭДО) невозможен без электронной подписи (ЭП), которая верифицирует отправителя, придает юридическую значимость, а также гарантирует, что документ не был изменен после подписи.

КЭП, ПЭП и НЭП: как бизнесу подписывать документы различными видами электронной подписи