ВЭД

Особенности налогообложения НДС во взаимоотношениях с белорусскими организациями

8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании единого государства", ключевым положением которого является преобразование территорий этих государств в единое экономическое пространство. В статье 27 Договора предусмотрено, что в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории. Договор был ратифицирован Федеральным Законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ.

Автор: Титаева А.В.
http://titaeva.webzone.ru/

      8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании единого государства", ключевым положением которого является преобразование территорий этих государств в единое экономическое пространство. В статье 27 Договора предусмотрено, что в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории. Договор был ратифицирован Федеральным Законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ.
      Данный порядок нашел свое отражение в статье 13 Федерального Закона № 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", который вступил в силу с 1 января 2001 года.
      Из данной статьи следует, что реализация товаров на территории Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории РФ.
      Немногим позднее, а именно 22 мая 2001 года, Федеральным Законом № 55-ФЗ был ратифицирован еще один Договор, участником которого также стала Республика Беларусь. Это Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный 26 февраля 1999 года в г. Москве. В указанном Договоре участники Договора обязались применять единую систему взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. Но несмотря на то, что Договор был подписан Республикой Беларусь, ратифицирован он был Федеральным Законом № 55-ФЗ с оговоркой применения статей 16 и 18 Договора по отношениям с Республикой Беларусь.
      Законом № 55-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
      Таким образом, при взаимной торговле с Республикой Беларусь как до 1 июля 2001 года, так и после 1 июля 2001 года сохранен порядок взимания косвенных налогов, предусмотренный статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, то есть в отношении с Республикой Беларусь у Российской Федерации сохранен порядок взимания косвенных налогов по принципу происхождения. В подтверждение этому можно привести Письма: МНС РФ от 29.06.01 № ВГ-6-03/502@, УМНС РФ по г.Москве от 31.07.01 № 02-14/35611, а также Письмо Минфина РФ при ответе на частный запрос от 27.09.01 № 04-03-17/31.
      Приравнивание реализации товаров (работ, услуг) на территории Беларусь к реализации на территории Российской Федерации означает применение порядка взимания косвенных налогов, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 13 Закона № 118-ФЗ.

НДС при экспорте товаров на территорию Республики Беларусь

      В статье 13 Закона № 118-ФЗ реализация товаров в республику Беларусь приравнена к реализации товаров на территории Российской Федерации.
      Иными словами, с точки зрения налоговых последствий реализация товаров при экспорте товаров на территорию Беларусь не отличается от реализации этих товаров на территории Российской Федерации.
      Это означает, что при экспорте товаров на территорию Республики Беларусь неправомерно использовать ставку 0%. Применимыми ставками должны быть либо 10% при реализации товаров, перечисленных в пункте 2 ст.164 НК РФ, либо 20% (п.3 ст. 164 НК РФ).
      Данный вывод подтверждается письмом УМНС РФ по г. Москве от 05.02.02 № 24-11/5143.
      Вычет по товарам, экспортируемым на территорию Белоруссии, осуществляется в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, поскольку статья 13 ФЗ № 118-ФЗ не определила специальных правил для данной ситуации.

НДС при импорте товаров с территории Республики Беларусь

      С 1 июля 2001 года налог на добавленную стоимость на товары, приобретаемые российскими покупателями у поставщиков из стран СНГ, взимается таможенными органами при ввозе в Россию за исключением республики Беларусь, поскольку с этим государством Российской Федерацией не установлен порядок взимания косвенных налогов по принципу страны назначения.
      При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается (ст.13 Закона № 118-ФЗ). Данное указание также следует из Писем: ГТК РФ № 01-06/29583 от 27.07.01г., УМНС по г.Москве от 04.03.02г. №24-11/9587.
      При реализации товаров, происходящих и ввезенных с территории Республика Беларусь, на территории Российской Федерации НДС уплачивается по ставкам и в порядке, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации (статья 13 Закона № 118-ФЗ).
      Рассмотрим правомерность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных белорусскими поставщиками.
      В соответствии с п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации.
      Статьей 13 Закона № 118-ФЗ определено, что подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года, предъявленные белорусскими поставщиками при реализации на территории Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь.
      Таким образом, определяющим моментом для принятия к вычету сумм НДС, уплачиваемых белорусским поставщикам, является признание территории Российской Федерации местом их реализации.
      Для того чтобы определить место реализации товаров необходимо обратиться к статье 147 НК РФ.
      В соответствии с этой статьей в целях налогообложения НДС местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Местом реализации товаров признана территория РФ

      Признание территории Российской Федерации местом реализации влечет обязанность белорусской организации по уплате НДС на территории РФ. При определении исполнителя по уплате налога в российский бюджет основополагающим моментом является подтверждение факта постановки белорусской организации на налоговый учет.
      В том случае, если белорусская организация состоит на налоговом учете на территории РФ в качестве налогоплательщика, она самостоятельно исполняет обязанность по перечислению налога в российский бюджет. При этом покупателю-российской организации в соответствии со статьей 168 НК РФ выдается счет-фактура с выделенной суммой НДС. Сумма НДС российской организацией принимается к вычету в общеустановленном порядке.
      Если же белорусская организация не состоит на налоговом учете на территории РФ, обязанность по уплате налога в российский бюджет возлагается непосредственно на российскую организацию. Эта обязанность предусмотрена статьей 161 НК РФ.
      Согласно этой статьи организации, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п.2 ст. 161 НК РФ), признаются налоговыми агентами.
      В соответствии со ст.6 Договора о создании единого государства "...каждое государство - участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности".
      Это означает, что белорусское предприятие является иностранным предприятием на территории Российской Федерации.
      Из этого следует, что российская организация, приобретающая товары у белорусской организации, обязана исполнить функции налогового агента по исчислению, удержанию из доходов, выплачиваемых белорусской организации, и перечислению в бюджет удержанной суммы налога.
      При исчислении налога, подлежащего перечислению в бюджет, необходимыми элементами для его исчисления являются налоговая база и ставка. Статья 13 Закона 118-ФЗ установила, что налог, подлежащий уплате на территории РФ, должен быть рассчитан исходя из ставок, предусмотренных для территории РФ.
      На основании пункта 4 статьи 164 НК РФ применимой ставкой является расчетная ставка, которая определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или 3 данной статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (20/120 либо 10/110).
      Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога (ст. 161 НК РФ).
      После уплаты налога российская организация вправе воспользоваться вычетом на указанную сумму налога (п.3 ст. 171 НК РФ, статья 13 Закона № 118-ФЗ).

Местом реализации товаров не признана территория РФ

      В том случае, когда местом реализации товаров не может быть признана территория РФ, налог на добавленную стоимость не подлежит уплате на территории РФ. Это означает, что российская организация не должна выступать в роли налогового агента, поэтому вся сумма по договору будет перечислена белорусской организации без удержания НДС.
      При этом белорусская организация может выставить документы как содержащие НДС с выделением налога отдельной строкой, так и не содержащие.
      Независимо от того, выделена ли поставщиком сумма НДС в документах по товарам, реализованным не на территории РФ, организация должна включить всю сумму, оплаченную за приобретение товаров, в их стоимость как в бухгалтерском учете (п.6 ПБУ 5/01), так и в налоговом учете (п.2 ст. 254 НК РФ).
      Что касается товаров, не происходящих с территории Республики Беларусь, но ввозимых с ее территории на таможенную территорию Российской Федерации, то налогообложение таких товаров производится в соответствии с нормами Налогового кодекса аналогично импортным товарам, ввозимым с территории других иностранных государств.
      Следует заметить, что порядок принятия к вычету НДС, уплаченный белорусским организациям по выполненным работам, оказанным услугам аналогичен вышеизложенному.

Начать дискуссию

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.