Управление персоналом

Полезный сотрудник

Был у нас однажды интересный, и, я бы сказал, необычный клиент. И сказал тот клиент однажды: «Хочу, чтобы сотрудники знали, какими их видит руководитель. Если сотрудники будут это знать, то смогут корректировать свое поведение с целью изменения оценки».
Полезный сотрудник
На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

Был у нас однажды интересный, и, я бы сказал, необычный клиент. И сказал тот клиент однажды: «Хочу, чтобы сотрудники знали, какими их видит руководитель. Если сотрудники будут это знать, то смогут корректировать свое поведение с целью изменения оценки».

Это как прибор с обратной связью. Физиологи, такие выдумщики, провели эксперимент: прикрепили на тело испытуемого датчик, который показывает, предположим, уровень сопротивления кожи. Потом испытуемому дали инструкцию: «Научись двигать стрелку прибора усилием воли». И что вы думаете?! Люди учатся управлять своими физиологическими реакциями, о которых ранее не знали и не ведали.

Все, что людям нужно чтобы научиться управлять - это прибор, который бы показывал текущее положение системы.

Мы взяли и сделали такой прибор. Он показывал, насколько полезным для компании считает сотрудника его руководитель. Вот задумайтесь на секунду. Лично у вас на столе стоит стрелочный прибор со шкалой от 0 до 100, шкала раскрашена в три цвета:

• Красный: это тревожный сигнал, который означает, что руководитель считает вас бесполезным сотрудником. 

• Желтый: вы достаточно полезны, чтобы продолжать работать в этой компании и получать свою зарплату.

• Зеленый: вы полезнее большинства других сотрудников и достойны особого вознаграждения. Хотите с семьей слетать на Таити за счет компании? А служебный автомобиль?  А беспроцентный кредит?

Уберем основные страхи, которые не позволят конструктивно рассмотреть тему оценки полезности. Мы исходим из того, что:

1. Руководитель, оценивающий вас и любого другого сотрудника, исходит из критериев оценки, которые определила компания. При этом он ценой своей карьеры честен, объективен, справедлив.

2. У вас непротиворечивый руководитель, следуя приказам которого вы можете предсказуемо повышать свою полезность для компании.

Представьте это так. Ваша полезность 67%. Вы открываете 67-ю страницу специального мануала и узнаете, что чтобы повысить свою полезность на один процент вам следует подойти к своему начальнику и попросить поручить вам шефство над новичками. Как только вы выполняете это задание, тут же переходите на следующую страницу. Оценка вашей полезности повышается, того и гляди вы войдете в «зеленую зону». Отпуск на Таити все ближе… 

Как вам это нравится?

Ответ на этот вопрос напрямую связан с двумя вещами - с вашей нынешней полезностью для компании и с вашим желанием быть ей полезным.

Чем более полезным сотрудником вы считаете себя сейчас, тем больше вам по душе оценка полезности, так как вы гарантированно будете в «зеленой зоне». Но если кто-то чувствует, что он бесполезен, то зачем ему датчик, который сделает его бесполезность видимой всем?

Вернусь к воспоминанию о клиенте, который пожелал, чтобы сотрудники знали, какими их видит руководитель. Была сделана карта, на этой карте отображались пять критериев оценки: лояльность, профессионализм и т.д. Каждый критерий оценивался от 1 до 9, при этом каждый балл был описан. То есть, было оговорено, какое поведение оценивается в «лояльность 1 балл», а какое в «лояльность 9 баллов». Каждый мог убедиться, что директор в оценках руководствуется точкой зрения компании, а не своей собственной. Каждый мог посмотреть и понять, что еще ему следует сделать, чтобы иметь оценку «лояльность 7 баллов».

Первая опубликованная оценка вызвала шок. Сотрудники надеялись оказаться в зеленой зоне, но многие были на грани перехода в красную, то есть едва-едва полезны. Неприятно узнавать такое, согласен. Но придуманный нами инструмент очень человеколюбив и оптимистичен. Судите сами, сотрудник не просто видит, насколько он полезен, но в ту же минуту узнает, что он должен делать, чтобы быть более полезным. Если только он захочет этого. Но если сотрудник не хочет быть полезным компании, то кто ему поможет?  

Я не могу знать, насколько полезны вы. Но я знаю, если вы лояльны своей компании и если хотите, чтобы ваши усилия вознаграждались по справедливости, то вам следует знать свою текущую оценку полезности. Вы хотите знать, что надо делать, чтобы повысить свою полезность, и вы хотите получить особенные бонусы за свою особенную полезность.

Уже через некоторое время у клиента не осталось бесполезных и даже малополезных сотрудников. Некоторые ушли, многие резко повысили свою полезность. При этом важно отметить, что эти сотрудники имели внутреннюю мотивацию на повышение полезности, то есть не руководитель их упрашивал взять шефство над новичками, а сотрудники терзали руководителя и требовали еще новичков, над которыми можно было бы шефствовать. Понимаете разницу? Видите ее?

Примерно через пять лет этот клиент решил изменить систему мотивации. Просто захотел чего-то нового. Сотрудники не позволили ему сделать это. Подумав, руководитель согласился, что нынешняя система работает хорошо, а менять ее просто ради новизны не полезно для компании.  

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Комментарии

2
  • Свих Г.Р.
    Критерии оценок с т.зр. компании и руководителя нередко различаются. Слишком часто личная лояльность (если не использовать другой терминологии) становится определяющим фактором: "он может быть и сукин сын, но он наш сукин сын".
  • PJ7
    Согласен с svikh, а еще часто бывает, что лояльность сотрудника находится в "красном секторе", однако полезность (профессионализм, удачливость, знания и т.д.) не позволяют сказать руководителю правду такому человеку и расстаться с ним.
    Сразу предупреждаю возражения - "решайте сами с кем вам плыть с командой профессионалов бунтарей или лоялных лузеров" .
    Знаю этот совет, сам частенько его даю, но толку от него мало.

    А еще было бы интересно увидеть это барометр лояльности на столе руководителя, какой там у Вас цвет ШЕФ?
    Вот этот цвет может стать решающим для компании...

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

В Кубанском Государственном Университете прошла деловая встреча студентов из акселератора «БизнесКуб» с успешными российскими предпринимателями. 

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор дат поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
1

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями

С помощью самозанятых бизнес может быстро найти исполнителей для решения срочных, разовых, узкоспециализированных или проектных задач. Но такое сотрудничество несет некоторые риски — снизить их помогает платформа Консоль.Про.

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в России начнут делать просекко, хакеры следят за перепиской в Telegram, а водителей оштрафуют за езду на зимней резине и за парковку во дворе

Подготовили обзор главных событий дня — 31 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Советы бухгалтерам в преддверии выходных. Похмелье: никогда не было и вот опять

Выходные прошли, а похмелье осталось? Рассказываем клеркам, как себе помочь, и напоминаем про красные флаги.

6
Маркетинг

Дистанционные продажи лекарств выросли в 10 раз

Минздрав ожидает, что к концу 2024 года объемы онлайн-продаж лекарственных средств составят 100 млрд рублей.

Интересные материалы

Бухгалтерский учет штрафов

От ответственности за налоговые правонарушения не застрахована ни одна компания. В нашей статье расскажем, как отразить в бухгалтерском учете начисление и уплату налоговых санкций, а также приведем примеры проводок.

Бухгалтерский учет штрафов