Охрана труда

Организация охраны труда на микропредприятии: какие документы оформить

Малый бизнес часто забывает о том, что охрана труда — это требование для каждого работодателя, даже для ИП, у которого трудятся всего несколько работников. Расскажем, как организовать охрану труда на микропредприятии.
Организация охраны труда на микропредприятии: какие документы оформить
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кого можно отнести к микропредприятиям

К микропредприятиям относятся субъекты малого предпринимательства (СМП) — юридические лица, которые соответствуют установленным критериям. А именно, чтобы предприятие смогло получить этот статус, численность его работников не должна превышать 15 человек, а годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) — 120 млн руб. При этом, доля участия общественных и благотворительных организаций не может превышать 25%, а организаций, не относящихся к микробизнесу — 49% уставного капитала.

Все СМП есть в реестре, который ведет ФНС. Попадают они туда автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и предоставленной отчетности. Никакие заявки для этого не нужны.

Если организация или ИП соответствуют критериям МСП, то их внесут в реестр. Основание для включения в реестр:

  • с 10 января по 10 июня — сведения за позапрошлый год;

  • с 10 июня по 10 декабря — сведения за прошлый год;

Общие правила организации охраны труда на микропредприятии

Требования охраны труда распространяются и на микропредприятия. Такие правила должны выполнять даже ИП с одним сотрудником. Но есть послабления.

Любой работодатель обязан:

  • Обеспечивать безопасные условия труда на всех рабочих местах;

  • Разработать инструкции по охране труда для каждой должности;

  • Обучать работников и проводить инструктажи по охране труда;

  • Информировать работников о нормативных требованиях, а также условиях труда на их рабочих местах;

  • Страховать работников от несчастных случаев;

  • Организовывать медосмотры для сотрудников;

  • Выдавать СИЗ;

  • Расследовать и вести учет несчастных случаев, профзаболеваний и микротравм персонала.

Обучение сотрудников и разработка необходимых документов для малых предприятий регламентируются приказами Минтруда и ГОСТ Р 12.0.009-2009. 

Для микропредприятий действуют упрощенные требования в части обучения сотрудников. Есть четыре основных послабления: 

  1. Если в компании численность сотрудников не превышает 50 человек, можно не создавать службу охраны труда и не нанимать специалиста (ст. 223 ТК);

  2. Если в организации или ИП нет работ повышенной опасности, вместо обучения охране труда можно проводить инструктажи;

  3. Предусмотрены случаи, когда СОУТ допустимо проводить собственными силами работодателя и не привлекать стороннюю организацию (приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н);

  4. Микропредприятия освобождены от сдачи форм в Росстат — формы 1-Т и формы 7-травматизм.

Современные решения для бизнеса

Специалисты Lexintel будут рады проконсультировать вас

Запись на бесплатную консультацию: +7 (495) 899-01-58

Или оставьте свои контактные данные в форме ниже, мы с вами свяжемся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Как организовать охрану труда на микропредприятии

1. Назначьте ответственного за работу в этой сфере.

Если в организации трудится менее 50 человек, то можно не вводить отдельную должность в штат. Охраной труда вполне может заниматься сам ИП, руководитель организации или назначенный приказом совместитель.

Законодатель также не запрещает передачу этой функции на аутсорсинг. Выбранный вариант закрепите в приказе.

2. Обучите руководителя или специалиста, ответственного за охрану труда.

Обратите внимание, что работодатель-ИП обязательно проходит такую подготовку еще до приема на работу первого сотрудника. Обученные специалисты, в свою очередь, будут инструктировать и проверять подготовку остальных работников на предприятии.

3. Издайте приказ и отметьте в должностных инструкциях сотрудника ответственность за ОТ. 

И не забудьте разработать Положение о системе управления охраной труда — СУОТ.

Разработку положения СУОТ и другой документации по охране труда можно поручить нам! Lexintel — экспертная помощь по организации ОТ и технике безопасности на предприятиях любой сферы деятельности.

4. Проведите спецоценку условий труда и оценку профессиональных рисков на рабочих местах.

С 1 марта 2023 года микропредприятия могут проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) по упрощенным правилам. Это значит, что они могут делать это самостоятельно, не привлекая для этого экспертную организацию (приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н). 

По результатам СОУТ составьте и утвердите приказом:

  • Списки работ с повышенными требованиями безопасности, работ, для которых нужен наряд-допуск;

  • Перечень профессий и видов деятельности, которым требуется выдавать СИЗ и смывающие средства. Определите порядок их выдачи (ст. 221 ТК);

  • Список профессий, должностей, видов работ, где нужно отдельное обучение по ОТ. Укажите порядок обучения и список тех, кто от обучения будет освобожден;

  • Категории сотрудников для предварительных и периодических медосмотров (ст. 220 ТК);

  • Перечень должностей и профессий с вредными и опасными условиями труда для выдачи лечебно-профилактического питания, других компенсаций, а также льготного пенсионного обеспечения;

  • Перечень инструкций по охране труда;

  • План мероприятий по охране труда.

Учтите, что инструкцию по охране труда надо составить по каждой должности в штате (ст. 214 ТК).

5. Приобретите сертифицированные СИЗ и организуйте их выдачу сотрудникам.

6. Разработайте и утвердите инструкции по охране труда. 

На микропредприятии можно утвердить одну общую инструкцию по охране труда для офисных работников. 

Если ваша организация заключает больше одного договора подряда в год, вам также придётся разработать Положение о работе с подрядчиками.

7. Организуйте прохождение сотрудниками медосмотров 

8. Организуйте схему расследования несчастных случаев, профзаболеваний, микротравм.

Это только подготовительные работы по организации охраны труда у работодателя. В процессе текущей деятельности всегда поддерживайте безопасность на рабочих местах, для этого составляйте и выполняйте планы мероприятий, всегда актуализируйте документацию.

Работаете как ИП и не хотите нагружать себя сложностями ведения штата, начисления налогов и организации охраны труда? Привлеките работников по системе аутстаффинга и законно работайте в качестве ИП без сотрудников. Lexintel возьмет на себя ответственность и задачи по кадровому делопроизводству, бухгалтерии и ОТ. 

Какие документы по охране труда должны быть

Минимальный пакет документов, который должен быть на микропредприятии, выглядит так: 

  • Положение о СУОТ;

  • Инструкция по охране труда;

  • Приказ на назначение ответственного по охране труда;

  • Программа вводного инструктажа;

  • Журнал регистрации инструктажа;

  • Документы по СОУТ. 

Ответственность

Если проигнорировать обязательные требования, работодателю грозит административная ответственность (ст. 5.27.1 КоАП). Это будет или штраф — до 150 тыс. рублей или приостановка деятельности, если нарушение опять повторится.

Если на предприятии в результате несчастного случая будет нанесен тяжкий вред здоровью работника или пострадавший умрет, то ответственных должностных лиц могут привлечь и к уголовной ответственности по ст. 143 УК.

Если боитесь пропустить что-то важное, неверно растолковать требования закона или просто не хотите тратить драгоценное время на погружение в тему, на помощь придут эксперты Lexintel.

Современные решения для бизнеса

Специалисты Lexintel будут рады проконсультировать вас

Запись на бесплатную консультацию: +7 (495) 899-01-58

Или оставьте свои контактные данные в форме ниже, мы с вами свяжемся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Паритет Консалтинг», ИНН: 7718643681, erid: LjN8Jx4VE

Комментарии

2
  • Оксана

    "На микропредприятии можно утвердить одну общую инструкцию по охране труда для офисных работников."
    Добрый день! Вы пишете, что при создании инструкций по ОТ можно разработать общую инструкцию для офисных работников. Насколько мне известно законодательство обязывает работодателя разработать ИОТ согласно должностям указанным в штатном расписании. 
    Можно ли узнать, чем это регламентируется и в каком нормативном акте прописано? 

    Достаточно, ли разработать ИОТ работникам только по профессиям (должностям) или обязательно должны быть разработаны ИОТ по виду работ? 
    Заранее огромная вам благодарность!

    • Lexintel Group

      Здравствуйте! Благодарим за Ваш вопрос. Законодательно это нигде не закреплено. На практике, действительно, достаточно разработать только одну общую инструкцию для офисных работников, так как такие сотрудники, как правило, взаимодействуют с одинаковыми приборами и офисным оборудованием, вне зависимости от их конкретной должности.

      Чтобы не делать несколько одинаковых инструкций для разных должностей, достаточно одной общей.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Интересные материалы

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить