Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.
Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы
Иллюстрация: Белая Бухгалтерия

Статья подготовлена Ксенией Червенко, практикующим бухгалтером с двадцатилетним опытом, основателем онлайн-школы «Белая бухгалтерия» и собственником аутсорсинговой компании «Райт Консалтинг».

Специфика восстановления учета на маркетплейсах

Зачастую предприниматели обращаются к бухгалтеру за помощью в восстановлении товарного учета отдельно от бухгалтерского или даже налогового.

Как правило, начинающего селлера редко интересуют цифры взаиморасчетов с контрагентами и сотрудниками, зато сильно волнуют товарные остатки: либо он просто в них запутался, либо те данные, что отражаются в личном кабинете маркетплейса, существенно отличаются  от его показателей.

Первое действие, которое важно сделать бухгалтеру перед восстановлением товарного учета — проанализировать текущее состояние учета: 

  • период и количество товарных позиций, подлежащих восстановлению;

  • наличие/отсутствие необходимых документов;

  • ошибки (неверные проводки, задвоения, неправильное применение налогового законодательства и тд).

Теперь, когда вы приблизительно понимаете масштаб бедствия, самое время оценить объем работы и выставить коммерческое предложение клиенту.

Только после согласования стоимости приступайте к выполнению услуги. Не раньше.

Восстановление товарного учета: порядок цен

Здесь сложно назвать твердую цифру, так как много сопутствующих факторов, которые влияют на стоимость.

Обычно цена стартует от 10 000–15 000 тысяч рублей и увеличивается пропорционально объему работ и количеству затраченного времени. А еще при калькуляции важно учитывать цель восстановления. Иногда цифры могут доходить и до 50 000–70 000 тысяч рублей.

Пример из практики: селлер, окончательно запутавшись в данных о товарных остатках, обратился к нам за восстановлением реальной картины. Расхождения в стоимостном выражении к тому времени уже достигли приличных сумм — более 400 тысяч рублей. А цена работы по восстановлению данных о движении товаров колебалась в районе 40 тысяч рублей. Есть разница?  Если еще учесть, что мы смогли не только восстановить полную картину и найти «товары-потеряшки», но и определили наиболее прибыльные из номенклатурных позиций. 

В итоге клиент привел в порядок учет товарооборота, а самое главное, смог использовать полученные данные для аналитики рентабельности продаж на каждой из площадок. Надо ли говорить, как он был нам благодарен и, кстати, до сих пор продолжает с нами сотрудничество.

Что если селлер отказывается вести товарный учет?

Открытый интенсив «Бухгалтер маркетплейсов: с нуля к первым клиентам».

Программа интенсива — это 4 ступени, которые помогут выстроить продуктивные отношения с клиентами и выйти на стабильный доход:

  • Ступень 1. Бухгалтерия маркетплейсов: особенности и нюансы ниши.

  • Ступень 2. Ценообразование и доход.

  • Ступень 3. Формирование потока клиентов.

  • Ступень 4. Масштабирование.

Заберите подарок после регистрации — гайд «Как и сколько может зарабатывать бухгалтер маркетплейсов»

Зарегистрироваться

Что важно знать про товарный учет на маркетплейсах

Когда товаров меньше, чем по документам, то это недостача, больше — излишки. И хотя излишки вроде как звучит неплохо, то есть выявлено расхождение в нашу пользу, но радоваться все равно не стоит. Это тревожный сигнал, что пора проверить данные своего учета и площадки. Если общее количество верное, но одних товаров мало, а других слишком много, то это пересортица.

Основной фактор появления излишков — продажа не того товара и формирование пересортицы. Например, вы случайно по документам отгрузили белый чайник, а маркетплейсу передали красный.

Также пересортица может произойти из-за ошибки во время приемки товара. Допустим, поставщик передал 10 свитеров, а в систему вы случайно внесли 20. Так, по документам оказалось в два раза больше свитеров, чем есть на складе.

Старайтесь чаще сводить остатки товара у продавца, так легче выявить ошибку в учете и вовремя ее откорректировать.

Товарный учет селлера невозможен без идентификации товаров, т.е. нужно связать отчеты маркетплейса с данными своей учетной программы (например, 1С). Для этого заводятся уникальные артикулы (или SKU) для каждой товарной позиции, которую сортируют по цветам, размерам, качеству и т.д. 

Артикул должен совпадать с тем, что вы указали при загрузке товара на площадку. Иначе потом сложно будет сохранить порядок в выгрузках.

Онлайн-площадка также присваивает вашей товарной позиции уникальный идентификатор в собственной системе учета. Он создается автоматически и отображается в карточке товара. 

Бухгалтер маркетплейсов: с нуля к первым клиентам

Получите готовую стратегию, как освоить перспективную нишу и выйти на доход от 100 000 ₽, тратя 4–5 часов в неделю

Пошаговый план восстановления товарного учета

Восстановить товарный учет при работе с маркетплейсами — задача с повышенным уровнем сложности. Единой методики никто не разработал. Все очень индивидуально и зависит от многих факторов, процесс усложняется еще тем обстоятельством, что зачастую селлеры покупают товар без документов и/или за наличный расчет, информация о товарных позициях и их количестве либо ведется «на коленке», либо вовсе отсутствует. Свести все в систему учета достаточно сложно, но если придерживаться точного алгоритма, то процесс пройдет быстрее и проще.

Проводите процедуру восстановления товарного учета в следующей последовательности:

  • Первый этап — по возможности восстанавливаем данные об оплате товара поставщикам. 

  • Второй этап — запрашиваем дубликаты о поступлении товара, чтобы завести номенклатуру и отразить в учете количество. По документам маркетплейсов мы можем восстановить информацию о передаче товаров на площадку. 

На WB для этого можно посмотреть архив сборочных заданий, если селлер работает по схеме FBS. Там же можно скачать акты приема-передачи. 

Если селлер работает с WB по схеме FBO, то информация об отгруженных товарах на склад маркетплейса содержится в разделе «Поставки»:

А данные о продажах и возвратах для восстановления учета мы берем из регулярных отчетов площадки или формируем их самостоятельно за выбранный период в личном кабинете селлера. Соответственно, в разделе «Аналитика» нужно будет создать «Отчет по продажам» и «Отчет по возвратам товаров»:

Для поиска данных о движениях товара на Озон вы можете воспользоваться разделом «Аналитика»«Отчеты». В нем содержатся разные варианты отчетов, причем по двум схемам работы: FBO и FBS. Можно даже сформировать оборотную ведомость по товарам, правда, с некоторыми ограничениями — за период не более одного года.

Для восстановления информации о движении товара на Яндекс Маркете, воспользуйтесь разделом «Логистика»«Поставки». Он аналогичен разделу в личном кабинете WB:

Также для сбора данных о движении товаров вам на помощь придет раздел «Заказы», тут вы можете переключиться между разными схемами — FBS, Экспресс или FBY, кроме этого, посмотреть текущие, еще не доставленные заказы, или вообще все заказы за выбранный период.

Если говорить о площадке Мегамаркет, то данные о движении товаров по разным схемам работы с маркетплейсом содержатся в соответствующих разделах личного кабинета. Здесь же можно скачать все отчеты по продажам и заказам и информацию о возвратах:

  • Ну и третий, заключительный этап — сделайте сверку по возвратам и поставкам. Таким образом, у вас появятся собственные данные товарного учета для сверки с данными площадок о текущих товарных остатках. Для устранения расхождений обращайтесь в техподдержку площадки. К сожалению, процесс небыстрый, но зачастую результативный, особенно если расхождения существенные.

Что делать, когда знаний по бухгалтерии маркетплейсов достаточно, но сложно найти клиентов?

Открытый интенсив «Бухгалтер маркетплейсов: с нуля к первым клиентам»

На интенсиве подробно разберем нюансы работы на маркетплейсах: 

  • Отражение комиссий по услугам маркетплейсов;

  • Сверка взаиморасчетов;

  • Проведение реализаций юрлицам через маркетплейсы;

  • Дата признания выручки/дохода для налоговой базы;

  • Сверка товарных остатков с площадками.

И обязательно обсудим, как бухгалтеру сделать маркетплейсы основным и стабильным источником дохода.

Попасть на эфир

Бухгалтер маркетплейсов: с нуля к первым клиентам

Получите готовую стратегию, как освоить перспективную нишу и выйти на доход от 100 000 ₽, тратя 4–5 часов в неделю

Реклама: ИП ЧЕРВЕНКО КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА, ИНН 780622006400, erid: LjN8KcZ7o

Начать дискуссию

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении
Лучшие спикеры, новый каждый день

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Интересные материалы

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.