Что важно знать бухгалтеру о первичных документах при работе с маркетплейсами

Как оформлять поступление, продажу или возврат товаров, что из себя представляет отчет комиссионера и зачет встречных требований, какие еще сюрпризы от маркетплейсов вас могут поджидать, рассказали подробно в статье.
Что важно знать бухгалтеру о первичных документах при работе с маркетплейсами
Иллюстрация: Белая Бухгалтерия

Статья подготовлена Ксенией Червенко, практикующим бухгалтером с двадцатилетним опытом, основателем онлайн-школы «Белая бухгалтерия» и собственником аутсорсинговой компании «Райт Консалтинг».

Маркетплейс — площадка-посредник, которая действует перед покупателями от своего имени. То есть фактически товары продает сам селлер, а площадке он платит за содействие при продаже: размещение информации о товарах, хранение, доставку и  расчеты с покупателями.

Прежде чем перейти к конкретным действиям в работе с клиентом, бухгалтеру важно провести аналитику на старте и разобраться:

  •  С какими площадками работает селлер и по какому договору

Например, WB или Озон позиционируют свои договоры как комиссионные, а вот Яндекс Маркет, — как договор оказания услуг. Опирайтесь не на название, а на его суть и содержание.

  • По какой схеме работает селлер: FBO, т.е все логистические процедуры берет на себя маркетплейс или продавец в назначенное время привозит товар под конкретный заказ на склад маркетплейса, т.е. по системе FBS. А может это DBS, т.е. маркетплейс выступает в роли торговой площадки, но при этом не хранит товары на своих складах и не отправляет заказы покупателям. 

Всегда говорю, что бухгалтер — это еще и контролирующая функция, поэтому крайне важно ознакомиться с комиссиями маркетплейсов, системой скидок, правилами участия в акциях и т.д. И только потом можно переходить к основной деятельности.

Какие документы используются при торговле на маркетплейсах

Передача товара

1. Поступление товаров.

Когда предприниматель принимает поставку, он берет накладные от поставщика. 

Что должно быть указано в накладных:

  • данные страны происхождения товара и номер ГТД, если товар импортный;

  • данные о поставщике и товаре;

  • закупочная цена;

  • сумма НДС (если есть). 

Вы как бухгалтер должны обязательно проверить наличие всех документов. Это может быть УПД, ГТД и инвойс (если вы импортер), другие товаросопроводительные документы, счет-фактура. Также нужно проверить наличие сертификатов, гарантийных талонов и иной разрешительной документации. 

Когда товар поступает на склад, вы вносите в учетную систему его данные: стоимость, количество, название поставщика, указываете реквизиты УПД, счет-фактуры и т.д. Проверяйте, чтобы фактическое количество товаров совпадало с тем количеством, которое указано в УПД. Это важно для правомерного принятия к учету документа.

Важно! Когда селлер передает товар для реализации на маркетплейс, это передвижение товара со склада изготовителя/поставщика на склад маркетплейса, а не переход права собственности.

Факт передачи подкрепляется накладной ТОРГ-12 или актом приема-передачи товара. Накладная оформляется не на реализацию, а именно на передвижение товаров между разными площадками хранения. В документе важно отметить, что товары передаются в рамках комиссионного договора, далее укажите его реквизиты.

2. Отчет о работе комиссионера.

Чтобы подтвердить реализацию товаров, маркетплейс предоставляет отчет о своей работе. Он составляется в произвольной форме, с учетом требований ч. 2 ст. 9 закона о бухгалтерском учете, п. 8 ФСБУ 27/2021.

Важно, чтобы в отчет была включена информация об исполнении договора комиссии и понесенных в связи с выполнением этих действий расходах: 

  • цена продажи (цена, которую заплатил конечный покупатель);

  • цена передачи (цена, по которой вы фиксировали стоимость переданных товаров, она может не совпадать с ценой продажи);

  • сумма вознаграждения, указанная в УПД. 

Суммы прочих дополнительных расходов, которые маркетплейс может указать в отчете о продажах, но УПД на них будет отдельная, вы в отчет комиссионера не вносите. При проведении документов в учетной программе для полноты отражения данных о движении товаров, указывайте детализировано каждую позицию.

Гайд «Пошаговый алгоритм работы бухгалтера маркетплейсов»

В гайде разобран каждый шаг от регистрации и выбора ОКВЭД до ведения ЭДО клиента. Шпаргалка для бухгалтеров и селлеров

Закрывающие документы по допуслугам

Кроме услуг по реализации товаров маркетплейс может оказывать и дополнительные услуги: хранение товара, доставка, рекламные акции и тд.

На дополнительные услуги маркетплейс также предоставляет закрывающие документы в виде актов выполненных работ либо универсальных передаточных документов.

Если селлер работает с НДС, то он получает счет-фактура с выделенной суммой НДС, которую компании на общей системе налогообложения смогут принять к вычету.

Зачет встречных требований

В том случае, если маркетплейс переводит продавцу деньги уже за вычетом своей комиссии, в том числе и за дополнительные услуги, то составляется еще один документ — «Уведомление о зачете встречных требований» (Озон) или «Акт о зачете встречных однородных требований» (Вайлдберриз). В нем указаны номера УПД, по которым остались задолженности и порядок их зачета, передается маркетплейсом в пакете документов по итогу отчетного периода.

НДС и счета-фактуры при комиссионной торговле

При продаже товара маркетплейс выставляет покупателям от своего имени обычные счета-фактуры на отгрузку и полученные авансы, а селлеру направляет копии. В книгу продаж их вносить не надо. (п. 20 постановления Правительства от 26.12.2011 № 1137, письмо Минфина от 19.07.2017 № 03-07-09/45747).

Копии счетов-фактур, выставленных покупателям, селлер-плательщик НДС перевыставляет маркетплейсу, где указывает свои реквизиты, а остальные данные переносит из счетов-фактур площадки. Затем перевыставленные счета-фактуры регистрирует в книге продаж и начисляет НДС.

С комиссионного вознаграждения маркетплейс начисляет НДС, затем выставляет обычный счет-фактуру на свои услуги, а селлер ее регистрирует в книге покупок и принимает НДС с вознаграждения к вычету, если применяет ОСН.

Возврат товара 

Товары маркетплейсов могут вернуться: 

  • комиссионеру, то есть в пункт выдачи маркетплейса или в сортировочный центр;

  • продавцу.

В обоих случаях процедура выставления дополнительных документов будет отличаться.

1. Возврат товара покупателем комиссионеру.

Если возвраты тех же товаров, которые были проданы в том же отчете и по той же цене, тогда на количество возврата можно просто уменьшить количество проданного товара и не делать никаких дополнительных документов. 

Но такие совпадения случаются не так часто, тогда уменьшить продажи пропорционально возврату не всегда получится и могут возникнуть расхождения. В таком случае необходимо создать соответствующую операцию в учетной программе по «Отчету комиссионера о возвратах»

2. Возврат товара продавцу.

Если товар возвращается на склад селлера, в таком случае оформляется приходная накладная с видом «Возврат от комиссионера». Указывается цена, по которой товар передавался и значится на остатках комиссионера в отчете Товары, переданные на комиссию.

Что еще важно учесть при работе с маркетплейсами

Будьте готовым к тому, что Вайлдберриз постоянно вносит изменения в работу. Поэтому регулярно проверяйте уведомления в личном кабинете. Если этого не делать, можно попасть на штрафы и потерять деньги.

Пример: с 1 января 2023 года Вайлдберриз штрафует продавцов на ОСН, которые вовремя не выставляют УПД. Это касается тех случаев, если товар приобрел покупатель из страны-члена ЕАЭС. Тогда площадка выкупает товар у селлера и продает его юридическому лицу. 

Озон грешит УПД с нарушенной нумерацией от комиссионера. Обычно это происходит, когда селлер реализует товар юридическому лицу. 

Если комиссионер работает на упрощенке, Озон выставляет от своего имени УПД со статусом 2 в качестве товарной накладной. Когда селлер на общей системе, площадка сформирует УПД со статусом 1 как первичный документ и как счет-фактуру. При этом оформлен он будет от лица продавца в рамках агентского договора.

Информацию об этих УПД селлер увидит в своем личном кабинете на Озоне. Данные из документа придется продублировать у себя в учете, чтобы реализация попала в книгу продаж. Нумерация, конечно же, нарушится, так как маркетплейс не запрашивает номер у продавца. Зато Озон более стабилен и не меняет условия так часто, как это делает Вайлдберриз.

Что, если вам сложно найти клиентов-селлеров?

Приходите на открытый интенсив — это 4 ступени, которые помогут выстроить продуктивные отношения с клиентами и выйти на стабильный доход

Реклама: ИП ЧЕРВЕНКО КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА, ИНН 780622006400, erid: LjN8KV9zQ

Начать дискуссию

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении
Лучшие спикеры, новый каждый день

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Интересные материалы

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.