ЭДО в кадровом учете

Единые требования к электронным документам. Что нужно знать кадровику

Приказ Минтруда от 20.09.2022 № 578н о единых требованиях к электронным документам действует с 1 марта 2023 года. Он касается документов, у которых есть только электронный и нет бумажного варианта. Соответственно, следовать ему обязаны компании, которые работают в системах кадрового электронного документооборота (КЭДО).
Единые требования к электронным документам. Что нужно знать кадровику
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как организации работают с КЭДО

Нововведения, благодаря которым компании могут перейти на КЭДО, действуют еще с 2021 года по закону от 22.11.2021 № 377-ФЗ. Согласно этому НПА, организации могут подписывать любые кадровые документы в электронном виде, кроме следующих документов:

  • трудовые книжки;

  • акты о расследовании несчастных случаев на производстве;

  • приказы об увольнении;

  • инструктажи по охране труда.

При работе с КЭДО работодатель должен:

  • Обеспечивать подписание документов ЭП, которая отвечает требованиям ТК.

  • Фиксировать получение документа.

  • Хранить кадровые электронные документы.

При этом государство планировало предложить для КЭДО бесплатный сервис «Работа в России» и обязать все корпоративные системы КЭДО интегрироваться с этим сервисом, чтобы обеспечить единое хранение всех кадровых документов работников, а также, чтобы предоставить возможность работникам выбирать, какой системой пользоваться: «Работа в России» или корпоративной системой КЭДО работодателя.

Эти планы до сих пор остаются нереализованными и на сегодня у работодателей нет никаких обязательств по передаче документов в «Работу в России». Тем не менее цель по централизованному хранению кадровых документов у Правительства РФ осталась.

Зачем ввели единый формат кадровых электронных документов

Когда никаких требований к форматам документов не было, сотрудник кадровой службы работал с теми, которые поддерживала его система кадрового учета — в том числе pdf, docx и другие.

Чтобы планы правительства по централизованному хранению кадровых документов стали технически возможными, было принято решение привести все кадровые документы к единому формату.

Чтобы кадровый документ в электронном виде был юридически значимым, и чтобы его можно было предъявлять в суде или ГИТ, он должен соответствовать единым требованиям, установленным приказом Минтруда от 20.09.2022 № 578н.

Если кадровый электронный документ создали раньше 1 марта 2023 года, то исправлять его под новые требования не придется. Это закреплено ст. 12 ТК, а также подтверждается Минтрудом на его официальном сайте.

Какие документы должны соответствовать единым требованиям

Кадровые документы, за исключением тех, которые перечислили ранее, можно оформлять только на электронных носителях и полностью обходиться без бумажных экземпляров.

Компания сама устанавливает перечень таких документов. В приказе № 578н есть перечень из 123 возможных видов кадровых электронных документов, которые имеют отношение к приему на работу, оплате труда, персональным данным, материальной ответственности и т.д. Но несмотря на большое количество документов в перечне, в нем нет многих распространенных кадровых документов, например, заявления на оплачиваемый отпуск и приказа на отпуск. В таких случаях работодатель может применять тип документа 12.999 «Иные документы», в которые работодатель может отнести все документы, которые не попадают в классификатор Минтруда.

EasyDocs обеспечивает выполнение единых требований Минтруда к кадровым документам и помогает работодателям автоматизировать присвоение типов кадровых документов в соответствии с классификатором Минтруда.

Так, например, работодатель может один раз назначить код документа (кадрового мероприятия) для печатной формы 1С и в дальнейшем, всем документам, которые создает работодатель из печатных форм 1С, будет автоматически присваиваться установленный тип.

Аналогично, для шаблонов кадровых документов, которые доступны работникам в их личном кабинете, работодатель можно один раз установить код документа (кадрового мероприятия) и в дальнейшем, всем документам, создаваемым работодатниками из шаблонов EasyDocs, будут автоматически присваиваться установленные типы.

Какую структуру имеет кадровый электронный документ

Каждый кадровый электронный документ должен содержать несколько структурных элементов:

  • Основной файл, который подписывает работодатель и работник, в формате PDF/A-1A.

  • Приложения к основному файлу — тексты, картинки или таблицы.

  • Электронные подписи работодателя и работника, которые применяются в соответствии со ст. 22.3 ТК для того или иного кадрового электронного документа. Основной файл и приложения подписываются отдельными электронными подписями.

  • Машиночитаемая доверенность (МЧД) нужна в случае, когда документ подписывает не единоличный исполнительный орган, который имеет право действовать без доверенности, а любой другой представитель организации, действующий на основание доверенности.

  • Описание в xml-формате, в котором в структурированном виде хранится вся информация о кадровом электронном документе, включая его тип и все структурные элементы.

Именно этот XML файл призван унифицировать все кадровые документы в стране, так как за счет единой структуры он позволит обеспечить общую классификацию и поиск по всем кадровым документам.

Как получить описание кадрового электронного документа

На официальном сайте Минтруда можно посмотреть XML-схему описания кадровых электронных документов. Сейчас действуют версии 1.0 (ей можно пользоваться до 31 марта 2024 года) и 1.1. Когда выйдет еще более новая, чем 1.1, версия, то пользоваться 1.1 можно будет еще в течение года с выхода первого обновления для нее. Например, если версия 2 выйдет в апреле 2024, ее обновление — в мае 2024, то пользоваться старой версии можно будет до июня 2025.

Такой срок дают программистам, чтобы они успели доработать системы КЭДО под новые требования Минтруда. Если компания использует собственную программу для КЭДО, то дорабатывать систему придется самостоятельно.

Более простой вариант — подключить готовую стороннюю систему, которую самостоятельно дорабатывать не потребуется. Например, с EasyDocs вы упростите работу кадровой службы и сможете в пару кликов рассылать сотрудникам уведомления, формировать графики отпусков, оформлять командировки и предоставлять информацию по заработной плате.

Структурные элементы кадрового документа хранятся в EasyDocs не в ZIP-архиве, как у большинства остальных провайдеров, а в PDF-файле со штампами электронных подписей, которыми был подписан кадровый дкоумент. Такой способ хранения делает работу с кадровыми документами более удобной, как для кадровых специалистов, так я для сотрудников, т.к. документ можно просмотривать даже на мобильном телефоне и для его открытия не требуется программа для работы с ZIP-архивами.

Ответственность за нарушение требований

Если кадровый электронный документ не отвечает обязательным требованиям, то ГИТ или судебные инстанции, а также государственные системы, например, Госуслуги, могут его не принять. Кроме того, компанию могут привлечь за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП. Так, за ненадлежащее оформление трудового договора штраф составляет 50 — 100 тысяч рублей.

Переходить на КЭДО — не обязанность, а право компании. Но это право поможет упростить и ускорить работу с кадровыми документами. Выбирайте надежного провайдера, у которого есть готовые интеграции с вашей привычной учетной системой и удобный интерфейс.

Экономьте бумагу и рабочее время отдела кадров

Выбирайте правильную систему кадрового ЭДО с помощью чек-листа от команды экспертов EasyDocs. Чек-лист составлен на основе запросов клиентов

Оставьте заявку и мы пришлем вам подробный чек-лист в удобном формате:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Парадокс» ИНН 5024181771, erid: LjN8JwLBM

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!