Как описать бизнес-процессы в своей компании

Выявление и описание процессов — это база, первый шаг в работе по перестроению бизнеса. Поэтому необходимо с умом подойти к его выполнению.
Как описать бизнес-процессы в своей компании
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Самый простой вариант, конечно, довериться подрядчику, который умеет выявлять и описывать процессы и постоянно делает это в рамках своих проектов. Возможно, по какой-то причине вы хотите сделать это самостоятельно. Попробуем дать вам чек–лист, последовательность действий.

  • Первоеформируем рабочую группу. Совершенно точно в нее должны попасть руководители подразделений, ключевые сотрудники. Например, те, кто долго работает на своем месте и предан компании.

За годы работы мы выработали правило, что к формированию рабочей группы необходимо подходить аккуратно. Допустим, есть руководитель, который должен войти в рабочую группу, и нам заранее известно, что он сопротивляется проекту. Поэтому с его включением важно быть предельно аккуратными.

Неплохим решением в этом случае будет присоединение к группе его заместителя или помощника, способного нам помогать на протяжении проекта. От него мы на самом деле сможем получать информацию, а руководитель будет присутствовать в рабочей группе формально. 

Как правило, в рабочую группу входят 5–7 человек, если компания небольшая. Если же клиент достаточно крупный, например, это холдинг, то можно сформировать несколько рабочих групп.

Делать одну рабочую группу, состоящую из 50 или 100 человек, нецелесообразно, поскольку управлять ей будет сложно. 

  • Второеопределяем границы проекта.

Желательно, чтобы в границы проекта попало как можно больше бизнес-процессов. Но иногда проще и лучше все же ограничить область наведения порядка. Например, сначала систематизировать работу на одном участке, а затем на другом. Сначала на производстве, а потом в торговле. Сначала центральный офис, а затем филиалы. 

  • Третьеготовим график интервью.

График интервью строится исходя из того, чтобы пройти все процессы по очереди с ключевыми людьми, которые в них участвуют.

Есть смысл взять максимально длинную цепочку создания добавленной стоимости, и идти по ней последовательными интервью с отделами. Например, «закупки», «склад», «продажи», «доставка», «расчет финансового результата».

Только не забудьте, что продажи — это не только процесс продажи, но и обработка претензий покупателей, возвраты и так далее. 

Не забудьте про согласованные отпуска. Проводить интервью по блоку продаж, в отсутствие РОПа — так себе идея. 

При подготовке плана, реально оцените, как часто вы и сотрудники можете встречаться. Может быть, раз в день, а может и раз в неделю. Исходя из этого, график интервью может растянуться на многие месяцы. 

  • Четвертоепроводим интервью по всем бизнес-процессам, входящим в границы проекта. 

Постарайтесь проводить выявляющие интервью. Не задавайте сотрудникам вопросы в таком формате, как «что вы делаете», «как работаете». Поскольку в этом случае человек может рассказать все что угодно, при этом опустив важные детали из нехороших побуждений или потому что просто забыл. 

Напротив, выявляйте процессы при помощи интервью с точечными вопросами. Например:

  • Расскажите, откуда появляются новые клиенты в компании?

  • Может ли новый клиент позвонить в компанию?

  • Если он позвонил, то кто ответит на телефонный звонок?

  • Что дальше делает тот, кто принял звонок?

  • Где будет зафиксирована информация о телефонном звонке?

  • Кто и когда проверит, что этот клиент новый, и его еще нет в базе, он ни за кем не закреплен? Как это будет проверено?

  • Кто будет дальше менеджером этого нового клиента?

И так далее. Вот такие точечные вопросы входят в наши интервью, вам советуем подготовиться по каждому блоку заранее, чтобы не придумывать вопросы на ходу. 

В работе мы используем готовые по всем процессам опросники. Но также перед каждым интервью их дорабатываем и улучшаем, исходя из специфики бизнеса заказчика.

Внедрение программ 1С:Предприятие

Для нас внедрение – это не продажа лицензий. Внедрить 1С, это значит сделать так, чтобы система работала у вас в компании, и решала задачи как рядовых пользователей, так и собственников

  • Пятоеформируем схему бизнес-процессов на основе собранной информации.

Сначала на верхнем уровне опишите такие крупные процессы, как закупка, продажа, производство, поступление товаров на склад, проведение инвентаризации и прочие. Затем они уточняются, детализируются до маленьких шагов с учетом ответственных и ролей. 

Не выбирайте сложную нотацию описания, в которой придется отдельно разбираться. Выберите простые схемы — кубики и стрелочки. Главное тут суть, результат. 

Если вы взялись описывать процессы самостоятельно, возможно они не будут укладываться в логику 1С продуктов. Но вы уже найдете разрывы, неоднозначные места, перегруженные или недогруженные роли, и сможете устранить эти проблемы в бизнесе. Если, конечно, выполните все шаги правильно. 

Если вы прочитали шаги, и поняли, что сделать их будет сложно, и в результате вы не уверены, есть вариант — найм в штат специалиста по бизнес-процессам. Иногда это дает хорошие результаты.

Если аналитик внутри компании постоянно поддерживает бизнес-процессы актуальными, то это идеальная картина. Тогда мы, как внедренцы 1С, берем описанные процессы и делаем автоматизацию. Но так бывает достаточно редко.

Даже если внутри компании есть описание бизнес-процессов, чаще всего оно не совпадает с реальностью.  А это значит, что нам, внедренцам, надо начинать свою работу с самого сначала, то есть с обследования.

Иногда процессы описывают в ходе внедрения систем менеджмента качества (ISO 9001). Закономерный вопрос от клиента — если у нас есть сертификат ISO, описанные процессы можно использовать для автоматизации и обойтись без обследования?

К сожалению, мы нередко наблюдаем ситуацию, когда СМК внедряется формально. Это значит, что в компании готовится комплект документов, благополучно проходится сертификация, но на практике организация работает не по описанным в бумажках процессам.

В таком случае внедрение СМК никак не может заменить описание бизнес-процессов и не несет пользы в подготовке к автоматизации. Если же СМК внедрена по-настоящему, этап обследования можно попробовать пропустить и сразу перейти к автоматизации.

Однако мы в своей практике сталкивались с такими случаями, что даже при качественно внедренной СМК на этапе обследования нам удавалось находить разрывы в процессах. Поэтому самым оптимальным решением было бы и иметь СМК, и сделать описание процессов перед автоматизацией бизнеса.

Описывать ли процессы, с учетом будущего программного продукта для автоматизации

Мы относимся к тому типу бизнес-консультантов, кто описывает процессы под внедрение конкретного вида программного продукта, под 1С.

Любой консультант Корада Консалтинг имеет в голове модель функционирования основных конфигураций 1С. Проектируя бизнес-процессы, он не будет рисовать то, что потом невозможно или сложно и дорого реализовать.

Поскольку на этом этапе совместно с заказчиком можно определить, как бизнес-процесс должен работать, и рассмотреть различные варианты. Например, договориться об упрощениях, изменениях или улучшениях, чтобы в дальнейшем использовать типовой программный продукт 1С.

Получается, когда мы со своим заказчиком прорабатываем бизнес-процессы, мы думаем о том, как их потом автоматизировать при помощи 1С. По возможности недорого и с использованием типовых программных продуктов. Такой подход нам кажется оптимальным для тех случаев, когда после описания бизнес-процессов планируется автоматизация.

В этой статье мы с вами поговорили про первый шаг в работе по перестроению бизнеса — выявление и описание процессов. Теперь вы знаете какой специалист вам нужен в штате, если вы хотите описывать процессы своими силами, и представляете себе объем работы, которая предстоит. Возможно, все-таки лучше выбрать профессионалов, заплатить им и требовать от них результата.

Внедрение программ 1С:Предприятие

Для нас внедрение – это не продажа лицензий. Внедрить 1С, это значит сделать так, чтобы система работала у вас в компании, и решала задачи как рядовых пользователей, так и собственников

Реклама: ООО «Корада», ИНН 7703733460, erid: LjN8KYsCV

Начать дискуссию

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.

Покайся-сознайся. Новый механизм амнистии бизнеса за дробление

Аппарат бизнес-омбудсмена предложил механизм проведения амнистии бизнеса за дробление.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

3

С серой зарплатой будут бороться комиссии

Как бы ни старалось государство снизить административную нагрузку и сделать незаметным для бизнеса необходимый для обеспечения безопасности контроль (для этого даже фразу придумали «регуляторная гильотина»), избежать комиссий не удаётся.

3

Интересные материалы

Криминальный электромобиль из Тольятти, а также крышесносная ИИ-ассистентка от OpenAI

Все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: Яндекс стал на две трети российским, банк Юникредит подготовили к ощипыванию, Ревущий котенок вернул мемность в акции, исход ИИ-безопасников из OpenAI, а также приговор разработчику Open Source кода для крипто-миксера Tornado Cash.