Архив документов

Новые правила хранения архивных документов

17 сентября 2023 года приказом Росархива от 31.07.2023 № 77 (далее — Приказ) были утверждены новые правила хранения архивных документов. Приказ внес изменения в порядок работы с управленческой документацией, подлежащей архивному хранению. В статье расскажем, как с учётом новых правил оформлять, хранить и использовать архивные документы.
Новые правила хранения архивных документов
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для кого предусмотрены правила хранения архивных документов

Правила хранения архивных документов актуальны для большинства существующих структур. Перечень организаций, которые могут являться пользователями архивных документов, включает следующие категории:

  • государственные органы;

  • органы местного самоуправления;

  • юридические лица;

  • предприниматели и физлица, имеющие законные основания на получение и использование архивных документов. 

Независимо от категории, каждый пользователь, работающий с архивами, должен руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами.

До настоящего времени действовали правила, утвержденные приказом Минкультуры от 31.03.2015 № 526. Но полномочия по регулированию данной сферы были переданы в Росархив, который сразу же разработал новые правила хранения архивных документов и утвердил их Приказом № 77.

Архив может быть частью организации и хранить только те документы, которые оформляются непосредственно в процессе её деятельности. Также архив может существовать в виде обособленной структуры — специализированной организации, деятельность которой сводится исключительно к хранению архивных документов. Любая компания может доверить хранение своих архивов такой организации, заключив с ней договор оказания услуг. 

Какие документы нужно передавать в архив

Все документы, образующиеся в ходе деятельности предприятия, принято делить на группы в соответствии с определённым сроком хранения. Всего можно выделить 3 группы документов:

  • документы временного срока хранения до 10 лет включительно (первичные учётные документы, приказы по административно-хозяйственной деятельности, путевые листы, кассовые документы, акты о приёме выполненных работ и т.д.);

  • документы временного срока хранения свыше 10 лет (техническая документация, личные дела и т.д.

  • документы постоянного срока хранения (годовые отчёты в контролирующие органы, уставные документы, паспорта сделок, номенклатуры дел и т.д.)

Документы первой группы можно хранить как в структурных подразделениях компании, так и в архиве. Выбор в данном случае делает руководитель организации или уполномоченный сотрудник. Когда срок хранения таких документов подходит к концу, их направляют на экспертизу ценности, а затем уничтожают в соответствии с разделами III и IV приказа Росархива № 77.

Документы, которые хранятся дольше 10 лет, а также документы постоянного срока хранения (до ликвидации организации) подлежат оформлению и включению в опись дел в соответствии с разделом VI того же Приказа. Эти документы подлежат обязательному архивному хранению.

Как хранить архивные документы по новым правилам

Рассмотрим основные правила хранения архивных документов 2023 года. 

  • Порядок передачи документов в архив. Согласно новому Приказу, документ подлежит передаче в архив не ранее, чем через год и не позже чем через три года после завершения его применения в делопроизводстве и исключения из документооборота.

  • Требования к организации бумажного хранилища. Если организация берёт на себя ответственность за хранение архивной документации, она должна выделить для этих целей специальное помещение. Хранилище должно быть обеспечено системами противопожарной безопасности и хорошей вентиляцией, показатели температуры и влажности должны быть неизменны. Для освещения архивов можно применять не только лампы накаливания в закрытых плафонах, но также светодиоды и люминесцентные лампы с урезанным спектром ультрафиолетового света.

Деятельность архива должна регулироваться локальным нормативным актом организации, а за хранение и использование документов должен отвечать назначенный руководством сотрудник.

  • Требования к оформлению бумажных архивных документов. Документация, направляемая в архив, оформляется в виде отдельных дел, сгруппированных по тематическому, функциональному либо временному (срок хранения) признаку. Бумажные дела не должны содержать более 250 листов и превышать 4 см в толщине корешка. Документы должны быть прошиты на четыре прокола (для малоформатных дел достаточно трех) и иметь твердую обложку.

  • Требования к организации электронных архивов. Новый Приказ конкретизировал порядок работы с электронными архивными документами. В частности, хранение электронных архивов можно организовать как с применением физического носителя, так и в системе хранения электронных документов (СХЭД). Второй вариант также предусматривает использование услуг по хранению электронных документов, предоставляемых специализированными организациями. При использовании физического носителя каждые 5 лет нужно в обязательном порядке проводить проверку сохранности электронных документов. Файлы аудиовизуальных форматов также подлежат хранению в архивах. 

Работать с электронными архивами гораздо удобнее, нежели с привычным бумажным хранилищем. Применение СХЭД экономит не только рабочее пространство, но и время сотрудников. Систематизация архивов и поиск нужных документов происходят за считанные минуты, а риск повреждения или утери файлов сводится к минимуму.

Специалисты «Калуга Астрал» предлагают компаниям готовые решения для работы с электронными документами — сервисы Астрал.ЭДО и 1С-ЭДО. С их помощь можно организовать безопасное хранение электронных архивных документов и полностью перевести делопроизводство в цифровой формат.

Сервисы ГК «Астрал» для бизнеса

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности бизнеса

Оставьте заявку и мы с вами свяжемся

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KVAHV

Начать дискуссию

Проверки

Мораторий на проверки отменят для «наливаек» и магазинов с вейпами

Вячеслав Володин хочет отменить мораторий на проверки бизнеса, деятельность которого касается здоровья людей. Проверять начнут точки по продаже вейпов и алкогольных напитков в жилых домах.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сеть кафе «АндерСон» должна налоговой больше 550 млн рублей

Бизнес платил сотрудникам серые зарплаты и применял подменные кассы для того, чтобы прятать от ФНС часть выручки.

В январе-апреле дефицит бюджета составил 1,48 трлн рублей

Оборотные налоги и НДС превысили плановый уровень и принесли бюджету на 25,4% больше доходов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Будет новый нацпроект по развитию экономики

Новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» планируется создать в ближайшие несколько месяцев, заявил кандидат на должность вице-премьера Александр Новак в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике.

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Когда в компании собираются запустить онлайн-обучение, возникает вопрос, какую платформу для этого выбрать. По-другому они называются LMS (от англ. Learning Management System) — системы управления обучением.

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Убытки прошлых лет и доначисление налога на прибыль: можно ли уменьшить доначисленный налог на прибыль на убыток прошлых лет?

По решению Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2023 года № Ф05-25116/2023 по делу № А40-139251/2022, налогоплательщик имеет право требовать учета убытка, отраженного в налоговых декларациях, при доначислении налога на прибыль.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как избежать штрафа за уточненку?

В пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 зафиксировано, что частично избежать штрафа возможно в том случае, если бухгалтер самостоятельно выявит ошибку и подаст уточненную декларацию. При этом, оплатила ли организация налог и пени — неважно.

Возможно ли освобождение от НДС при оказании образовательных услуг, но в сетевом формате?

Минфин уточнил, вправе ли организация применять освобождение от НДС при оказании услуг в сфере образования в сетевом формате.

Рестораны подняли цену бизнес-ланчей на 7%

Из-за роста цен на продукты и доставку рестораны вынуждены повышать стоимость бизнес-ланчей. Чтобы сохранить приемлемые для потребителей цены, общепит меняет рецептуру и закупает более дешевые продукты.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

Кейс. Как руководители такси поняли, почему денег на счетах становится меньше

Руководители бизнеса часто сталкиваются с ситуацией, когда задач становится всё больше, а денег — только меньше. Рассказываем, как с этой ситуацией разобрались владельцы такси «Ангел».

Кейс. Как руководители такси поняли, почему денег на счетах становится меньше

Налоговая реформа будет, Минфин сохранит стимулирующие принципы налоговой политики

Министерство финансов России намерено сохранить стимулирующие принципы налоговой политики, так как видит их эффективность.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

СПБ Биржа приостановила торги из-за технического сбоя

Торги приостановили с 12:05, о возобновлении работы СПБ Биржа сообщит позднее. Сейчас специалисты выявляют причины технического сбоя.

У России будет новая модель экономического роста: какое ключевое направление

Кандидат на пост министра экономического развития России Максим Решетников заявил о предстоящей этому ведомству задаче сформировать новую модель экономического роста.

Банки

Центробанк решил правовую коллизию между банками и приставами

Приставы штрафуют банки за то, что они отказываются списывать деньги должников по исполнительным документам. Это можно делать только после исключения компании из ЕГРЮЛ.

Субсидиарная ответственность директора

Если руководитель виновен в банкротстве организации, при этом активов должника недостаточно, чтобы погасить все долги, то недостающая часть будет взыскана с него. В этом суть субсидиарной ответственности. Рассказываем, как не попасть в такую ситуацию и обезопасить себя и своих близких, поскольку эти долги переходят по наследству.

Субсидиарная ответственность директора
НДФЛ

Небольшие доходы могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

14

Селлеры маркетплейсов не допускают повторных нарушений с маркировкой товаров

ЦРПТ подтвердил 92% жалоб на нарушения требований маркировки. В 40% случаев маркетплейсы выписали селлерам штрафы, а также провели работу с поставщиками, чтобы не допустить повторных нарушений.

Учет НДС, исчисленного иностранным исполнителем при оказании слуг за пределами РФ

Организация приобретает услуги у иностранного исполнителя, оказанные за пределами РФ. В стоимости услуг иностранным исполнителем предъявлен НДС, исчисленный в соответствии с законодательством иностранного государства. Как такой НДС отражать в бухгалтерском и налоговом учете?

Интересные материалы

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
22