Как вести бизнес и не нарушать 115-ФЗ

Руководитель службы внутреннего контроля Ак Барс Банка Сергей Мешалкин поделился, на что обращают внимание банки при сотрудничестве с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях исполнения 115-ФЗ. Рассказываем о самых важных моментах.
Как вести бизнес и не нарушать 115-ФЗ
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Зачем бизнесу знать 115-ФЗ

Закон 115-ФЗ — один из наиболее важных в деятельности предпринимательского сообщества. Его нужно знать всем владельцам бизнеса. Закон действует уже больше 20 лет, каждые полгода меняется и дополняется.

115-ФЗ регулирует противодействие отмыванию денежных средств, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Отмывание денежных средств — это придание законного вида денежным средствам, которые получены в результате предположительно совершенного преступления.

На практике предприниматели чаще всего сталкиваются с исполнением этого закона на примере банков. Кредитным организациям важно понимать суть операций клиентов и не сомневаться в их законности.

Закон также регулирует противодействие террористической активности, но способы реакции на отмывание денежных средств и противодействие терроризму разные. Это регулирование больше связано с деятельностью физических лиц.

Чтобы исполнять закон, банки должны следовать старой политике «знай своего клиента», чтобы понимать, что предприниматель занимается законным бизнесом и риск обслуживания его невелик или управляем. Банк должен проверять клиента до приема на обслуживание и потом анализировать проводимые им транзакции. Если кредитная организация выявляет подозрительные или незаконные операции, то должна сообщить об этом в Росфинмониторинг.

Как банки проверяют клиентов и оценивают риски

Идентификация и изучение клиентов

Больше внимания банки уделяют клиентам, которые попадают в группы риска. Например, если у компании есть лицензируемые виды деятельности.

Банки проводят идентификацию клиентов до открытия счета, устанавливают информацию о представителях и выгодоприобретателях, конечных бенефициарных владельцах, проверяют их документы.

Документы должны быть действительными, подлинниками или заверенными копиями. Если речь идет об иностранных документах, они должны быть переведены на русский и выданы компетентными органами иностранных государств.

Банки проверяют клиентов:

  • на наличие связей с экстремизмом, терроризмом и распространением оружия массового уничтожения;

  • по списку лиц из базы банка с негативной информацией;

  • по списку лиц со статусом «Публичное должностное лицо»;

  • по списку иноагентов.

Анализ и оценка рисков

При оценке клиента банки обращают внимание на:

  • выписку из ЕГРЮЛ;

  • информацию о конечных бенефициарах, включая их гражданство, дату рождения, паспортные данные, визы, адрес места жительства, ИНН;

  • наличие задолженности по налоговым платежам;

  • наличие лицензируемых видов деятельности;

  • сведения о финансовом положении и основных видах деятельности;

  • соответствие заявленной деятельности клиента его ОКВЭД;

  • наличие сайта и нет ли этого сайта в списке запрещенных;

  • оценку ЦБ уровня риска совершения подозрительных операций;

  • цель установления и предполагаемый характер деловых отношений с банком;

  • ориентирована ли деятельность клиента на частое снятие денежных средств;

  • есть ли офисное помещение, склады и др.

Банку важно понимать, что клиент ведет реальную деятельность, а не маскирует незаконные операции.

Для оценки рисков сотрудничества с бизнесом банки используют платформу «Знай своего клиента» (Платформа ЗСК). Это сервис, с помощью которого кредитные организации получают от Банка России информацию об уровне риска вовлеченности юрлиц и ИП в проведение подозрительных операций.

Банк России видит транзакции по всей банковской системе и может определить сомнительные операции клиента. Стоит отметить, что 99% компаний ЦБ оценивает как бизнес с низким уровнем риска.

Юрлица и ИП, в свою очередь, должны обновлять информацию о себе, предоставленную в банк, регулярно в зависимости от уровня риска:

  • при низком уровне риска — раз в три года;

  • при среднем или высоком уровне — не реже раза в год;

  • если возникли сомнения в достоверности полученной ранее информации (например, если поступили данные от налоговой, правоохранительных органов или физлиц, которые являются клиентами предпринимателя) — то в течение семи рабочих дней.

Компании должны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и направлять ее по запросу уполномоченных органов (ФНС, Росфинмониторинг) в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса.

Если бизнес не отвечает на запросы уполномоченных органов, могут последовать штрафы по ст. 14.25.1 КоАП: 30—40 тысяч — для должностных лиц, 100–500 тысяч — штрафы для юрлиц.

Благонадежные компании и сомнительные операции

Банк оценивает ИП и юрлиц как благонадежных клиентов, если они:

  • Проводят платежи, соответствующие заявленной деятельности.

  • Готовы предоставить документы, которые подтверждают экономическую цель операции.

  • Осуществляют операции по уплате налоговых платежей (не менее 2% от общего дебетового оборота).

  • Не используют корпоративные карты для обналичивания денег.

  • Анализируют и контролируют долю платежей с НДС, уплачивают расходные платежи без НДС.

  • Сотрудничают с благонадежными контрагентами. Если у компании нет доступа к платформе «Знай своего клиента», информацию о благонадежности может предоставить банк.

К признакам сомнительного характера деятельности, которые могут привлечь внимание банка, привести к ограничениям дистанционного банковского обслуживания и повышению риска в системе ЗСК, относятся:

  • Необычный, запутанный характер сделки.

  • Несоответствие сделки целям деятельности организации.

  • Отказ от предоставления информации или задержки в ее предоставлении.

  • Излишняя поспешность в проведении расчетов.

Основные причины ограничения операций по счету связаны с тем, что компания снимает наличные регулярно и в крупных размерах, а также с подозрениями банков в том, что бизнес проводит сомнительные операции.

Подозрительными считаются операции по незаконному обналичиванию денежных средств, продажа наличной выручки, операции транзитного характера. Подозрения в их наличии могут возникнуть, если:

  • Уплата налогов осуществляется в размере меньше 2% от дебетового оборота.

  • Зачисление денег на счет и списание со счета носит разноплановый характер (например, поступление за стройматериалы, списание за продукты питания).

  • Деньги списываются со счета не больше чем через два дня после их зачисления.

  • Платежи поступают от разных резидентов и в последующем списываются на разные счета.

По таким операциям нужно представлять пояснение в банк.

Как повысить прозрачность бизнеса

Для повышения прозрачности деятельности бизнесу можно следовать таким рекомендациям:

  • Нужно активно взаимодействовать с банковским менеджером и информировать банк о любых изменениях в составе учредителей или руководящем составе.

  • Если банк предупреждает о сомнениях в отношении операции, клиент может обсудить ее прозрачность с клиентским менеджером.

  • Если банк замораживает операцию, компания или ИП могут обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России для решения вопроса.

В заключение стоит отметить, что тенденция такова, что в будущем государство продолжит внимательно относиться к попыткам бизнеса уйти от налогообложения через транзитные схемы или наличный оборот. Наличные операции могут вызывать подозрения: в таком случае банк запросит информацию о том, куда и для чего предприниматель снимает средства. Если банк легко и просто дает снимать наличные, это может привести к проблемам для бизнеса или для самой кредитной организации.

Как не нарушить 115-ФЗ и не попасть под блокировку

Бесплатно получите памятку по грамотному использованию расчетного счета

Обезопасьте компанию от проверок и блокировок

Оставьте данные, пришлем вам памятку на e-mail бесплатно:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ПАО «АК БАРС» БАНК, ИНН: 1653001805, erid: LjN8K5ejZ

Комментарии

1
  • опять!! банк рекламирует себя, ответа в статье не дает (Как вести бизнес и не нарушать 115-ФЗ), позволю себе ответить: «Тебя посодют, а ты не воруй» («Берегись автомобиля»)

Переход с УСН на общий режим включает несколько этапов

Если компания или ИП понимает, что слетает с УСН, нужно предпринять поэтапно ряд действий, чтобы соблюсти требования НК и перейти на общую систему налогообложения (ОСНО).

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Работая внештатными исполнителями, важно правильно оформлять отношения на всех этапах сотрудничества – особенно, когда речь идет об оплате услуг. Для проведения платежей недостаточно использовать только чек – важно также предоставить акт выполненных работ.

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как работодатели определяют лучшее время для поиска сотрудников

Компании стараются не нанимать новых работников в период отпусков и после новогодних праздников. Чаще всего вакансии открываются в октябре, в утренние часы понедельника.

ЦБ дополнит нормы о цифровом рубле, так как с 2025 года будут правила об их взыскании

Банк России опубликовал проект изменений в свое положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля».

Новый тренд прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям

Стало известно, что Следственный комитет дал срочное поручение следователям прекращать налоговые уголовные дела, если сумма недоимки ниже недавно изменённых (повышенных) криминальных пределов. Мнение налогового адвоката А.А.Ханова.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ ФНС обновила показатели для самопроверки налоговых рисков

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

Наши кейсы. Признаки, что вы на грани назначения ВНП, по вам ведется ППА

Сегодня отметим один наш кейс, который был в нашей практике в прошлом году.

Стало ясно, как правильно оплачивается переработка в командировке

Роструд в рамках Онлайнинспекции.рф разъяснил порядок оплаты сверхурочной работы в командировке.

HR

🔥 Интересуетесь HR-тематикой? Добро пожаловать на новый канал от «Клерка»!

Специалисты по кадрам не останутся без внимания! Специально для HR-менеджеров мы создали телеграм-канал с актуальными новостями, анонсами полезных событий и экспертными мнениями.

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

Что такое общий центр обслуживания, и почему данная модель эффективна для крупных компаний.

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

ФНС просит компании из новых регионов переходить на ККТ уже сейчас

Несмотря на то, что бизнесмены из новых регионов обязаны применять контрольно-кассовую технику с 1 февраля 2025 года, налоговая просит предпринимателей добровольно и заранее зарегистрировать ККТ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УСН

На УСН учет вознаграждения зависит от вида объекта по спецрежиму

ФНС разъяснила, как продавцу на УСН определять размер дохода при удержании маркетплейсом своего вознаграждения из выручки продавца.

Составлять финансовые модели полезно и совсем не страшно! Как это сделать, расскажем завтра на вебинаре

Вместе с экспертом бухгалтеры научатся развивать, а не обслуживать бизнес. Составляя финмодели, вы нарастите компетенции и собственную востребованность, а также станете лучше, чем просто главбух.

Закрывающие документы от самозанятого: какие обязательны и как правильно их оформлять

Любая сделка в компании должна быть подтверждена документально. Это правило действует и, когда речь идёт о сотрудничестве с самозанятыми. Рассказываем, какие закрывающие документы необходимо получить от плательщика НПД.

Закрывающие документы от самозанятого: какие обязательны и как правильно их оформлять

5 стереотипов о предпринимательстве. Рассказывает наставник по бизнесу

Зарубежный опыт далеко не во всем полезен отечественным бизнесменам. Разбираемся в существующих стереотипах о предпринимательстве.

5 стереотипов о предпринимательстве. Рассказывает наставник по бизнесу

Депутаты всех фракций хотят запретить продажу энергетиков несовершеннолетним

Госдума планирует запретить продажу энергетических напитков объемом больше 500 мл. Кроме того, по всей стране торговые сети не смогут продавать такие напитки несовершеннолетним.

Участник стройки — необязательно член СРО

Привлекаемые генподрядчиком организации могут не быть членами саморегулируемой организации (СРО).

Показатели эффективности проекта, о которых должен знать каждый директор

Эффективность проекта важна не только для инвесторов. Руководству компании тоже важно ее оценить — расскажем, как это сделать, чтобы самому не углубляться в расчеты всех показателей.

Показатели эффективности проекта, о которых должен знать каждый директор

Интересные материалы

Компании придется восстановить беременную, даже если та уволилась по собственному желанию

Еще одно интересное судебное дело. Сотрудница уволилась по собственному желанию, а через 3 недель узнала, что беременна. Она попросила работодателя восстановить ее в должности, но компания решила этого не делать.

Иллюстрация: Kristina Paukshtite/pexels